Сообщения о противостоянии между Россией и Украиной продолжают поступать, а дебаты о роли Америки в этом конфликте разгораются. В этих условиях два важных игрока сделали шаг вперед и выразили поддержку России. Это Китай и Индия. Нельзя делать никаких предположений о китайской дипломатии в отношениях с Россией, но не исключено, что эта экономическая сверхдержава будет защищать свои торговые соглашения в регионе. Китай является вторым торговым партнером Украины по объемам товарооборота, который составляет 7,3 миллиарда долларов в год, а к 2017 году может увеличиться до 20 миллиардов, согласно целевым установкам.
Скорее всего, Китай не намерен ставить под угрозу свои выгодные связи перед лицом геополитического конфликта. Нет никаких указаний на то, что КНР публично осудит Россию за ее действия. Вместо этого он может тщательно взвесить свои варианты относительно политического альянса с Россией и будущих экономических связей с Украиной. Китай поддерживает Украину только на словах, но все может измениться по мере развития ситуации. Официальный представитель китайского Министерства иностранных дел подтвердил, что Пекин придерживается политики невмешательства, но не исключил изменения его позиции, если это будет целесообразно: «Китай издавна стоит на позициях невмешательства во внутренние дела других стран. Мы уважаем независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. Есть определенные причины, по которым ситуация на Украине сложилась таким образом. Китай будет внимательно следить за развитием ситуации, призывая соответствующие стороны к политическому урегулированию имеющихся разногласий посредством диалога и переговоров на базе соблюдения норм международного права и правил, регулирующих международные отношения, в целях сохранения регионального мира и стабильности».
По состоянию на сегодняшний день Китай не предпринял никаких конкретных шагов ни в сторону России, ни в сторону Украины. Специалист по Китаю Джоэл Вутноу (Joel Wuthnow) на страницах National Interest, полагает, что Китай будет придерживаться сформированных ранее экономических отношений. Кроме того, отношения Китая с Украиной углубились в декабре в связи с заключением договора о «стратегическом партнерстве», которое подписали Си Цзиньпин и тогдашний президент Виктор Янукович. Данный договор включает пятилетний план в объеме 30 миллиардов долларов по увеличению китайских инвестиций в таких областях как инфраструктура, авиакосмическая промышленность, энергетика, сельское хозяйство и финансы. Китайская дипломатия в значительной степени исходит из таких деловых партнерств, и похоже, что пока Украина в этом плане не является исключением. Но Китай не заинтересован в отдалении от России, особенно после того, как президент Путин и председатель Си Цзиньпин вместе появились на публике во время сочинской Олимпиады, подав сигнал о солидарности в момент, когда западные СМИ «поджаривали Путина на углях». Шеннон Тецци (Shannon Tezzi) из The Diplomat отмечает, что несмотря на серьезные дурные предчувствия и сомнения философского плана, Китай будет ставить развитие отношений с Россией выше собственной политической повестки, по крайней мере, в данном конкретном случае. Но открытая поддержка России чревата опасностями.
Непонятно, почему Индия решила присоединиться и поддержать Россию. На первый взгляд, Индия должна проявлять к ситуации на Украине еще меньше интереса, чем Китай. Но не исключено, что она поддерживает Россию для того, чтобы обезопасить свои политические ставки. Китай, Индия и Россия являются членами БРИК («Б» — это Бразилия, также превращающаяся в мощный экономический локомотив), и поэтому они заинтересованы в политической судьбе России и Китая, пусть даже их экономики не являются взаимозависимыми. Термин БРИК в 2001 году придумал бывший экономист из Goldman Sachs Джим O’Нил (Jim O’Neill), предсказавший, что к 2050 году эти четыре страны станут крупнейшими в мире экономиками. Пока слишком рано судить о том, насколько точен его прогноз, но все четыре страны добиваются больших успехов, став признанными экономическими лидерами в развивающемся мире. Китай может опередить Америку, став крупнейшей экономикой в мире. А если Индия и Бразилия сохранят свою восходящую траекторию развития и вступят в союзнические отношения с Россией, то этот квартет стран станет серьезным соперником, создающим противовес Евросоюзу и странам «Большой восьмерки».
Другое возможное объяснение того, почему Индия решила присоединиться к такой компании, это уход в политическую оборону в ответ на осуждение «восьмеркой» российской агрессии в Крыму. И Индия, и Китай не раз приходили на помощь этническим меньшинствам в регионах со спорной властью (Китай недвусмысленно выступил на стороне китайцев хань в полуавтономном Синьцзян-Уйгурском районе, а Индия осуществляла вмешательство в Кашмире и в ходе гражданской войны на Шри-Ланке с целью защиты тесно связанных с нею групп населения). Россия также поддержала Индию, когда та подверглась резкой критике за свои ядерные испытания 1974 и 1998 годов. Китай, Россия и Индия могли заложить основы для создания коалиции, освобожденной от того, что они считают новейшей формой западного империализма: от санкций, исключения из работы саммитов, а также от воздействия в ООН.
С какой стороны ни посмотри, ситуация кажется крайне ненадежной и требует очень деликатного подхода. Американская пресса и светила внешней политики совершенно не уловили, насколько сложна сейчас ситуация. Они избегают тонкой дипломатии с учетом всех нюансов, отдавая предпочтение ура-патриотическому интервенционизму и не учитывая возможные издержки. Сталкиваясь с ослаблением американского влияния на мировой арене, которое не в последнюю очередь вызвано войной в Ираке, Китай, Россия и Индия способны обосновать свои геополитические действия интересами возникшего у них в последнее время благополучия. Развивающиеся экономики этих стран дают им новые возможности, и соответственно, усиливают их влияние. Хотя свою поддержку России Китай и Индия пока скрывают, они могут изменить эту позицию по мере развития событий. Укрепление экономической мощи может привести к усилению дипломатической независимости развивающихся не западных держав.