Британский премьер Дэвид Кэмерон только что раскритиковал французскую позицию, заявив, что в Великобритании в сложившихся условиях подобные поставки вооружений России были бы невозможны. На критику отреагировал министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус.
Лоран Фабиус: «Это контракт, который был подписан в 2011 году — другим правительством, хотя это неважно. Есть правило, обязательное как в международном, так и национальном плане: подписанные и, к тому же, оплаченные контракты должны быть выполнены. Президент Республики говорит: контракт на первый корабль, который должен быть поставлен в октябре, будет выполнен. Что касается второго судна, которое еще не достроено, его поставка в будущем году будет зависеть от позиций России. Англичане, в особенности, были крайне «любезны», говоря: мы такого бы никогда не сделали. Я хотел бы напомнить им вышеупомянутый принцип (выполнения контрактов), который существует для всех. Я бы им также сказал: мои дорогие британские друзья, давайте также говорить о финансах. Если я правильно понял, в Лондоне немало русских олигархов?»
Пока Евросоюз разрабатывает новые «точечные» санкции против России на фоне украинского кризиса, Франция отстаивает свой контракт на поставку Москве вертолетоносцев класса «Мистраль». Первый корабль почти построен и оплачен и будет передан в срок — в октябре, выполнение контракта на второй корабль будет зависеть от дальнейших действий РФ. Париж пока не считает нужным разрывать контракт, поскольку ЕС не ввел против России общего оружейного эмбарго.
Отказаться от поставки «Мистралей» Францию призывают США и ряд стран ЕС — Великобритания и государства Восточной Европы. Позицию Парижа вновь обозначил в понедельник вечером президент Франсуа Олланд: первый, почти готовый и оплаченный, вертолетоносец «Владивосток» будет передан РФ по плану — в этом октябре. Передача Москве второго корабля, «Севастополь», намеченная на конец 2015 года, будет зависеть от «отношения» России к ситуации в Украине.
Французский министр указал партнерам-британцам, что у них также есть рычаги воздействия на Россию — через ее крупный бизнес и финансы, сосредоточенные, в том числе, в Лондоне. Во Франции также отмечают тот факт, что сама Великобритания не прекратила военные поставки Москве. В Париже отмечают британский парламентский доклад, опубликованный в среду, 23 июля. В нем сообщается, что на сегодня в стране действует 251 разрешение (лицензия) на продажу вооружений России. Они касаются, в частности, продажи снайперских винтовок, бронежилетов, средств шифрования и связи, приборов ночного видения. Лишь 31 разрешение на оружейный экспорт было недавно приостановлено или отменено.
Позиция Франции по «Мистралям» формально проста: введенные до сих пор европейские санкции против России (после аннексии Крыма) не препятствуют поставкам вооружений. ЕС пока не ввел оружейного эмбарго против России, а односторонний разрыв контракта по «Мистралям» подорвал бы репутацию Франции на мировом рынке вооружений.
Пока ЕС ввел санкции в отношении конкретных лиц (визовые запреты и арест авуаров), а также ряда предприятий Крыма. Недавно ЕС изменил юридическую базу, что позволит расширить этот «черный список», пополнив его новыми лицами, предприятиями и организациями. Новые имена и названия будут включены в санкционный список уже в этот четверг, — пообещали в ЕС.
Во вторник также стало известно, что Еврокомиссии поручено разработать «точечные» меры эмбарго на продажу Москве вооружений, военных технологий и высоких технологий двойного назначения. 22 июля министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сообщил, что возможное эмбарго на военные и высокие технологии коснется лишь новых контрактов.
Возвращаясь к «Мистралям», стоит отметить: даже если эмбарго на военные и высокие технологии двойного назначения будут введены, судьба франко-российского контракта вряд ли окажется под угрозой. Франция ведь строит для Москвы лишь корпуса вертолетоносцев (да и то частично — кормовые части судна изготавливаются в РФ). Оснащать и вооружать «Владивосток» и «Севастополь», в том числе, вертолетами Россия будет сама. «Высокотехнологичность» контракта — вопрос весьма дискуссионный.
Во вторник же европейский источник Франс-Пресс дал понять, что ЕС продолжает разрабатывать «точечные» санкции против финансового сектора России и ее нефтегазовой отрасли. Речь пока не идет о т.н. санкциях «третьего уровня», или мерах секторальных, касающихся целых отраслей российской экономики. О таких мерах европейцы, напомним, заговорили в момент угрозы военного вторжения РФ в восточную Украину. Тогда на границе была сосредоточена мощная российская группировка, а президент Путин имел утвержденное Советом Федерации разрешение использовать свои войска за рубежом. Впоследствии это разрешение было отозвано Путиным.
Оригинал публикации: Русская служба RFI