Что случится, когда армия Юго-Востока дойдет до Днепра. Ополчение разгромило наступательные группировки карателей, и в Киеве прозвучали слова о «подготовке к зимней фазе АТО». То есть, за два с половиной — три теплых месяца (до начала — середины октября) нацистский режим не рассчитывает восстановить боеспособность своих войск и планирует исключительно обороняться.
Скорее всего, что ополчение будет наступать. Логично предположить три фазы этого наступления:
1. очищение Донецкой и Луганской областей от остатков карательной армии и одновременно — наращивание собственной численности и боевых возможностей.
2. наступление на Харьков, отрезающий Черниговскую и Сумскую области (население которых уже давно перешло от умеренной поддержки переворота к острому недовольству киевской властью из-за резкого падения жизненного уровня и постоянных мобилизаций на фронт). Поскольку эти регионы считаются лояльными и больших нацистских сил там не наблюдается, успешное наступление армии Юго-Востока может вызвать восстание. Во всяком случае, нейтральная позиция Чернигова и Сум гарантирована. Занятие Харькова позволяет развивать дальнейшее наступление через Полтаву на Киев, одновременно угрожая фланговым ударом по княжеству Коломойского.
3. фактически, успешное наступление на Харьковском направлении приведет к обрушению всего северного фланга украинских вооруженных сил, ограничению возможностей их центральной группировки (Днепропетровск — Запорожье) исключительно обороной, делает неизбежным падение Киева, а также открывает пути для наступления на Одессу, разгрома южного фланга карательной армии и стратегического окружения владений Коломойского. То есть, на третьем этапе, развивая наступление от Харькова через Полтаву на Киев, армия Юго-Востока (при наличии достаточных сил) должна будет одновременно начать наступление на Одессу.
С занятием Киева и Одессы будут ликвидированы все коммуникации Днепропетровска с Западной Украиной. Открытой остается только трасса Днепропетровск — Винница в районе Умани, но контролировать ее из Одессы (от которой она отстоит на 250 километров) и Киева (200 километров) значительно проще, чем из Днепропетровска (километров по плохим дорогам). То есть, вопрос окончательного уничтожения военной и политической инфраструктуры нацистов окажется вопросом времени, причем ближайшего.
Существует потенциальная опасность попытки заблокировать успешное наступление армии Юго-Востока при помощи очередных «мирных» инициатив Киева, которые будут поддержаны Евросоюзом из соображений хотя бы сохранения лица. В конце концов, Юго-Восток воюет против тех, кого привел к власти ЕС (хотя потом рычаги управления ими и перехватили США). Насколько опасны такие «мирные» инициативы?
Они значительно менее опасны, чем могли бы быть. И вот почему.
1. ЕС не заинтересован в сохранении нынешнего режима в Киеве. Будучи даже не проамериканским, а полностью подчиненным США, Порошенко представляет опасность коренным интересам Европейского Союза. Сегодня ясно, что Киев — банкрот, и соглашение об ассоциации не принесет ЕС никакой реальной материальной выгоды. Промышленность, которую оно должно было бы уничтожить, и так уничтожена в ходе гражданская войны и полного развала системы управления государством, а также государственных финансов.
В то же время ЕС несет ощутимые потери от перекрытия транзитных путей (автотранспорт на Украине просто грабят, железнодорожный тоже, взрывают пути, мосты, пускают под откос эшелоны). В таких условиях можно что-то привезти в порт и выгрузить, но отправить дальше уже проблематично. Ну, и к зиме ожидается начало очередного воровства газа из трубы, поскольку существующих запасов не хватает Украине уже сейчас. Даже в столице отключили горячую воду в половине домов (при том, что тарифы на нее выросли), и обещают отключать дальше. Более того, если когда-нибудь горячую воду все же вернут в краны, то делать это будут по графику (то есть, не постоянно). Отопление уже пообещали ослабить в два раза (опять-таки, при росте цен), а что будет зимой, никому не ведомо. В общем, даже неделя-другая умеренных (10 — 15 градусов по Цельсию) холодов гарантирует всеукраинский коллапс. Так что ждать зимы Евросоюзу не резон, надо как-то урегулировать ситуацию раньше.
Но киевский режим продемонстрировал полную неспособность договориться с Россией, которая одна только и может спасти если не украинское государство, то хотя бы население. Значит, в интересах ЕС позволить этому режиму исчезнуть, но так, чтобы сам ЕС был к этому непричастен. Наоборот, чтобы внешне казалось, что Брюссель сделал все, для спасения Киева. Поэтому переговоры без договоренностей, когда Евросоюз просит, Россия соглашается, а Киев и Донецк продолжают воевать, вполне устраивают и Берлин, и Париж — честь мундира сохранена, «принципиальность» и «давление на Кремль» продемонстрированы. Ну а в том, что что-то не сложилось, никто не виноват.
2. Россия также не заинтересована в том, чтобы нацистский режим сохранился в Киеве, даже в случае установления контроля повстанцев над всей Новороссией. Без переучреждения (или отмены) украинского государства невозможна международно-правовая легализация нового статуса Крыма. А переучреждение (или ликвидация) украинского государства невозможно без занятия Киева повстанцами и ликвидации нацистского режима. О необходимости как-то легализовать новый статус Новороссии тоже не стоит забывать.
3. В сохранении киевского режима, как ни странно, не заинтересованы уже и США. Конечно, они попытаются максимально продлить его существование и его руками максимально разрушить и обезлюдить Украину и создать максимум проблем на будущее России и ЕС. Но в сохранении нацистской власти в Киеве Вашингтон не заинтересован просто потому, что должен будет этот режим содержать (выжить самостоятельно тот не может). То есть, США должны будут тратить деньги (и немалые), ссориться с союзниками (напоминаю, сколько-нибудь длительное существование нацистского режима в Киеве не в интересах Брюсселя), портить свой международный имидж (если его еще можно испортить) поддержанием откровенно людоедского режима. И все это только для того, чтобы Порошенко, Яценюк и Коломойский могли разворовывать украинский бюджет, наполняемый американскими налогоплательщиками? В это невозможно поверить. В США много псаки, но они находятся на своих псачьих местах, а политикой Соединенных Штатов руководят все же вполне адекватные (в рамках американского понимания адекватности) люди.
Ну и наконец, США ничего не теряют, получая Порошенко в виде «президента в изгнании». Наоборот, приобретают — не надо кормить целую страну, а сам Петр Алексеевич обойдется малым, куда ж он денется?
Таким образом, все основные игроки, решающие судьбу киевского режима, точно не заинтересованы в его сохранении и весьма условно заинтересованы в сохранении самой Украины. Они больше боятся трудностей, связанных с ее ликвидацией, чем мечтают сохранить, поскольку ключевой вопрос: «За чей счет все это будет содержаться?», — никто с повестки дня не снимал.
Но, может быть, режим способен извернуться, договориться с ополченцами напрямую и поставить внешних игроков перед фактом? Тоже нет.
После всего содеянного договоренность любого политика не только Новороссии, но и России с киевскими нацистами помножит на ноль такого политика (в электоральном плане, в плане доверия населения). Кроме того, военная пропаганда сыграла с Киевом злую шутку. Уже не только неонацистские бандиты из олигархических батальонов, «Правого сектора» и национальной гвардии (которые всегда были готовы обвинить в предательстве и смести власть, попробуй она только признать Новороссию равноправной договаривающейся стороной), но и офисные хомячки, и неонацистская медийно-культурно-богемная тусовка, составляющие идеологическую опору режима, требуют войны до победного конца. Режим просто не в состоянии остановить войну.
Даже когда армия Новороссии будет стоять на левом берегу в виду Лавры и готовиться к штурму правобережного Киева, нацистские «пикейные жилеты» из киевских кофеен и пивных будут важно вспоминать «героев Крут» и требовать нового подвига, чьего-нибудь самопожертвования ради Украины. Политическая структура режима набита отморозками, готовыми драться за власть даже в тот момент, когда «советские танки» стоят в ста метрах от «бункера». Так что в столице, скорее, произойдет переворот, чем режим сможет достичь устойчивого перемирия, без которого не может быть мира.
В общем, всем, кроме киевских неонацистов, мир нужен только после того, как неонацисты будут уничтожены. Самим неонацистам мир нужен любой ценой (это для них шанс удержать за собой хоть часть украинского государства), но они не способны ни понять критичность своего положения, ни реализовать более-менее последовательные и грамотные шаги, нацеленные на достижение реального мира.
Отсюда вывод: реальный длительный мир на Украине может наступить только после уничтожения неонацистского режима в Киеве. Все остальное — не больше, чем дипломатические маневры.