Быть «пушечным мясом» никто не хочет

pushНа Украине сорвана мобилизация – быть «пушечным мясом» никто не хочет

Украинцы отказываются принимать участие в гражданской войне. Несмотря на то, что Минобороны не афиширует ход выполнения плана призыва, уже сейчас ясно, что пополнений в нужных количествах дождаться ВСУ и МВД не суждено. 
Украинцы отказываются принимать участие в гражданской войне. Несмотря на то, что Минобороны не афиширует ход выполнения плана призыва, уже сейчас ясно, что пополнений в нужных количествах дождаться ВСУ и МВД не суждено.

Хаотичная мобилизация, в марте неуклюже начатая для войны, не принесла желаемых результатов. Как бы ни хотелось украинскому официозу продемонстрировать телевизионную картинку национального порыва, огромные очереди в призывных пунктах, сделать этого не удалось. В начале мая украинское правительство решило провести повторную попытку призыва, но теперь уже не против России, но против собственных сограждан на востоке страны. И.о. президента Турчинов в мае подписал указ о второй волне частичной мобилизации. Так, в период с 26 мая по 4 июля в ряды ВСУ и войск МВД, по плану, должны были призвать около 37 тыс. военнообязанных. Они должны были пополнить ряды войск, участвующих в гражданском конфликте на стороне Киева. И хотя ни Минобороны, ни руководство МВД не разглашают результаты призывной кампании, информация, которая попадает в СМИ из других источников, явно свидетельствует, что воевать с соотечественниками в рядах ВСУ желающих оказалось еще меньше, чем желающих «воевать» с Россией.

В армию просто не хотят — боятся

Из областей Юго-Востока похвастаться успехами мобилизации пока что смогли, пожалуй, лишь в Днепропетровской области. Что и неудивительно, учитывая, что этот регион стал одной из основных баз украинских силовиков на период войны с Донбассом. Да и местный губернатор, олигарх Коломойский, далеко пошел по пути расширения собственных полномочий. Имея большое влияние в правоохранительных органах, губернатор поспособствовал тому, что загонять в армию призывников области очень скоро начали милицейскими методами. Так, заместитель военного комиссара Днепропетровского областного комиссариата Сергей Полуцыган отметил: Те, кто безосновательно отказываются от призыва, сразу встречаются с работниками прокуратуры. Когда на Днепропетровщине начали оповещать большие массы населения, столкнулись с этими проблемами. Тогда подключились правоохранительные органы, паспортные столы — и нам удалось очень быстро решить эти проблемы.

По словам Полуцыгана, с начала года в области призвано около 10 тысяч человек. Конечно, чиновник комиссариата выдает желаемое за действительное. Так, подобная цифра является фантастической, если учесть, что средний план для областей на период второго этапа мобилизации составляет около 2 тысяч человек. Однако успехи в мобилизации, вероятно, есть, тем более что большинство призванных обещают не отправлять в зону боевых действий, а оставлять в «прифронтовой» области для несения службы на блокпостах и тыловых объектах.

В соседней, Запорожской, области картина уже совершенно иная. Местные чиновники Минобороны не устают угрожать уголовным преследованием всем, кто не желает принимать участие в гражданской войне. Нынешний призыв — крупнейший за последние десять лет, за полтора месяца планировалось призвать 2,2 тысяч военнообязанных, при том что в последние годы Запорожская область поставляла в ВСУ 500-600 человек за призывную кампанию. Но в нынешних условиях столь амбициозные планы являются совершенно нереальными. Служить запорожцы упорно не хотят. Так, во втором по величине городе области — Мелитополе — за уклонение от призыва в розыске находятся 600 человек, а уголовные дела открыли на 22 «уклониста». Общий отчет о выполнении или невыполнении плана запорожские военные не предоставляют. Но и без того ясно, что дела продвигаются не очень успешно. Если в марте военные области хвастались тысячами виртуальных добровольцев, то теперь единственное, что от них можно услышать, это угрозы уголовной ответственности.

В Одесской области, дабы убедить местных жителей ехать убивать повстанцев Донбасса, а иногда «случайно» — и гражданское население региона, уже от угроз перешли к действию. 24 июня стало известно, что 22-летний призывник в судебном порядке получил 2 года лишения свободы условно. Сотрудник военкомата Киевского района Одессы так прокомментировал ситуацию с призывом: В марте, когда стоял вопрос о войне с Россией, какие-то добровольцы еще были. Сейчас же, когда на Востоке гибнут люди, а враг, по сути, — собственный народ, то с желающими начались проблемы.

Отсутствие добровольцев пытаются компенсировать различными методами, например, призывом через вузы. Так, на имя ректора Одесского политехнического университета из местного военкомата пришло письмо с требованием обеспечить явку студентов в военкомат для прохождения медкомиссии. Подобные методы набора «пушечного мяса» для гражданской войны вызвали возмущение в студенческой среде и среди преподавателей. Хотя вслух об этом не говорят, но персонал университета не спешит помогать армии с набором.

Попытка работать через учебные заведения Одессы не является уникальной. Подобные методы практикуют и в столице. Причем идут еще дальше: в Киеве через руководство вузов на медкомиссию пытаются загнать не только студентов, но и преподавательский состав. Что ж, вполне логично — пока идут летние каникулы, мужской части преподавательского состава можно немного и повоевать. Правда и здесь должного рвения не наблюдается. В армию не спешат не только рядовые призывники, но и киевские офицеры. Скандалом закончилась попытка руководителя Государственного космического агентства Украины Юрия Алексеева направить подчиненных ему офицеров в зону АТО. Из-за отказа явиться в назначенные пункты в оговоренные сроки руководителю агентства пришлось уволить 212 офицеров. Ход призывной кампании в целом в Киеве даже не комментируют. Ведь само по себе нежелание жителей столицы участвовать в «войне с терроризмом» является негативным политическим фактором, поэтому местные военные чиновники предпочитают хранить молчание. Ну, а та молодежь, которая мелькает на экранах телеканалов, требуя активнее вести войну в Донбассе, предпочитает оставаться в столице, ограничившись участием в митингах. Таким образом, даже те из киевлян, кто опустился до прямой поддержки гражданской войны, помогать выполнению плана призыва также не спешат.

Если в Киеве ситуацию с призывом замалчивают, то военные в Сумах более откровенны. Здесь заявили прямо: за неделю до окончания второго этапа призыва из 1950 человек, запланированных к призыву, получилось призвать всего 267. Причем в таких районах, как Ямпольский и Шосткинский, не призвали ни одного человека. В отличие от своих коллег в других областях, сумские военные предпочитают не угрожать уголовным преследованием, а искать саботажников среди тех, кто причастен к процессу призыва. Так, глава областной призывной комиссии Иван Боршош заявил, что отдельные чиновники, руководители районных комиссий фактически саботируют работу призывных комиссий. Названы и конкретные имена саботажников. По словам городского военкома города Сумы Юрия Полоуса, главным виновником срыва призыва в городе является главврач 4-й горбольницы, который провалил прохождение медкомиссии. Мэрия города пообещала добиться лишения главврача месячной премии, а обиженные военные заявили, что будут проводить медкомиссию в другой больнице города.

Аналогичные успехи в выполнении плана призыва — и в соседней Харьковской области, где к середине срока второго этапа мобилизации удалось выполнить план призыва лишь на 11%. Многие сотрудники военкоматов, как и их коллеги в ряде других областей, начали применять прямые угрозы к уклонистам. Однако подобные методы не поддерживает местное военное начальство. Так, заместитель военного комиссара Харьковской области Юрий Калгушкин неоднократно напоминал, что запугивание призывников, а также скрытие истинного состояния их здоровья является уголовным преступлением. Другими словами, военный чиновник призвал своих коллег в области не усердствовать в принуждении призывников отправляться на войну.

Западная Украина не спешит на помощь

Меньшая щепетильность в вопросе медобследования в Ровненской области, хотя и позволила оперативно пополнить 51-ю бригаду ВСУ новобранцами, военного успеха не принесла. Как сообщают местные активисты, принявшие непосредственное участие в подготовке бригады к войне против украинцев Донбасса, военные комиссары и врачи загоняли в часть практически всех подряд. Таким образом, увеличив состав в несколько раз, бригада оказалась укомплектована людьми, больными эпилепсией, с физическими недостатками, немало среди солдат оказалось и банальных алкоголиков. Спустя несколько дней все это импровизированное воинство оказалось в зоне АТО, как следствие — бригада вскоре понесла заметные потери, а в местах ее дислоцирования начались пьяные бунты с требованием вернуть военнослужащих в Новоград-Волынский на место постоянного дислоцирования. В конце концов, угроза вооруженного восстания заставила руководство армии отозвать бригаду с фронта. Так, сформированная в рекордные сроки крупнейшая бригада ВСУ в условиях катастрофической нехватки личного состава оказалась в глубоком тылу и требует полного переформирования и длительного обучения.

Другие западные регионы, жители которых поначалу с большим энтузиазмом отнеслись к идее войны в Донбассе, все больше теряют желание стать солдатами. Особенно это ощущается во Львовской области, где за последние несколько недель уже неоднократно объявляли траур по погибшим в АТО. На сегодня из 7 тысяч призывников, которым с начала года были разосланы повестки, в военкоматы явилось лишь около 2 тысяч, причем большая часть из них — еще в те времена, когда речь шла о войне с Россией. Что характерно, что львовские призывники не желают идти не только непосредственно в армию или милицию, но и части территориальной обороны, на которые стараются не возлагать боевых задач. Так, батальон «Львов», торжественно анонсированный в середине июня, всего за две недели существования потерял дезертирами треть состава. Призывники, которые жалуются на плохие бытовые условия и некомпетентных командиров, просто расходятся по домам. Не спешат защищать завоевания Майдана и вчерашние активисты, один из которых говорит: Из активистов, кому принесли повестки, я — не годен по зрению, второй — сирота, у третьего — беременная жена, у четвертого — ребенок, пятый и шестой — учатся. Аналогичная ситуация и в других городах запада страны, где даже из тех, кто все же приходит в военкомат, до 70% уклоняются от призыва, ссылаясь на слабое здоровье.

Итого…

Приведенные цифры и примеры показывают, что жители Украины в большинстве своем всячески стараются избегать участия в гражданской войне. Даже те, кто тем или иным образом все-таки оказался в армии, нередко прибегают либо к прямым бунтам, как 51-я бригада, либо рассчитывают на помощь матерей, которые помогут освободиться от объятий отечественных вооруженных сил. По всей стране процветает взяточничество и выплата откупных, которые могут достигать $500-1000, благодаря чему до 80% тех, кто все же является на призывной пункт, объявляют негодными по состоянию здоровья. Те, у кого нет таких сумм, предпочитают, так или иначе, скрываться, благодаря чему до 10 тысяч призывников уже находятся в розыске. Все это лишает тех, кто уже оказался в зоне АТО, шанса на ротацию благодаря новому призыву.

В свою очередь в рядах действующей армии существует заметное недовольство тем, что после обещанных 45 суток призыва многие из солдат и офицеров служат уже более трех месяцев. Кроме того, уже сейчас ясно, что сил для окончательного решения проблемы с Донбассом явно недостаточно, а надеяться на обученное и достаточное ополчение при этом не приходится.

Украинским властям приходится закрывать призывную дыру всевозможными способами — от попыток увеличить призывной возраст до 65 лет до попыток направить в зону боевых действий офисных сотрудников силовых ведомств, инспекторов ГАИ и служащих налоговых органов. Сможет ли добиться подобное воинство победы — вопрос риторический.

Денис Селезнев