В мировой истории найдется не много случаев, когда бы победа, полученная путем измены в рядах противника, праздновалась бы с таким размахом, как это делают страны Запада, отмечая очередную годовщину операции «Оверлорд».
В мировой истории найдется не много случаев, когда бы победа, полученная путем измены в рядах противника, праздновалась бы с таким размахом, как это делают страны Запада, отмечая очередную годовщину операции «Оверлорд».
Долгие годы ни советская историография, ни тем более, западная, на «вопросы с душком», касающиеся открытия второго фронта в Европе, внимание не акцентировали. Тем более не увязывали это событие с заговором немецких генералов против Гитлера.
В советском кинематографе заговорщики показывались как участники Сопротивления, а потому они должны были вызывать всяческое сочувствие. В чем был смысл заговора – особо не расшифровывалось. Сейчас на этот счет есть масса публикаций. Главной целью заговорщиков было заключение мира с англо-американцами для дальнейшей совместной борьбы против СССР. Генералам-заговорщикам казалось, что стоит англо-американцам ступить на землю Франции, Гитлер поймет бессмысленность борьбы с англо-американцами и поспешить заключить с ними союз против СССР.
Генералы понимали, что, даже заключив мир с англо-американцами – они обречены на поражение. СССР справится с рейхом и в одиночку. Нужен был именно союз рейха с англо-американцами. В заговор включились в первую очередь, генералы, которые отвечали за западное направление. И ключевые фигуры — Роммель и Рунштедт. В задачу Роммеля входило разместить войска обороняющие побережье таким образом, чтобы в месте высадки союзников никаких крупных соединений вермахта не оказалось.
Гудериан в заговоре не участвовал, поэтому с наивным упрямством уговаривал Роммеля отвести механизированные части от побережья, чтобы потом, когда станет ясным место высадки нанести удар. Роммель отказался, заявив, что сумеет угадать место высадки. И, разместил войска, именно там, где англо-американцы высаживаться не собирались. По-видимому, Роммелю было известно не только место высадки союзников, но и дата. Потому что он предусмотрительно на это время уехал подальше от Нормандии.
Находившемуся в войсках главнокомандующему гитлеровскими войсками на Западе генерал-фельдмаршалу Рунштедту вечером 5 июня 1944 года сообщили, что радиостанция Би-би-си в Лондоне передает необычайно много кодированных сообщений для французского Сопротивления и что немецким РЛС между Шербуром и Гавром поставлены сильные помехи. А в 22 часа было перехвачено кодированное сообщение Би-би-си французскому Сопротивлению, означавшее, что вторжение начинается, но Рунштедт, понятное дело, никак не реагирует на это.
Чуть позже, немецкие РЛС засекли армаду кораблей, движущуюся к берегам Нормандии. Однако Рундштедт опять прикинулся идиотом и заявив, что моряки видели на экранах своих радиолокаторов стаю чаек. Он не выслал даже самолет разведки. В полночь начали высаживаться три воздушно-десантные дивизии союзников: одна на северо-востоке Кана с целью захвата плацдармов на реке между городом и морем и две севернее Карантана, чтобы помочь морскому десанту и помешать противнику перебросить резервы на полуостров Котантен.
Генерал-майор Пемзель сообщил Рунштедту по телефону, что, судя по всему, началась крупномасштабная операция, но Рундштедт опять не реагирует, отмазывась тем, что десант – это дескать, «отвлекающий маневр». Когда на рассвете армада союзников начинает высадку Рунштедт опять «не верит». Только когда союзники захватывают плацдарм и закрепляются на нем, Рунштедт начинает звонить Гитлеру. Но Гитлер спит и генералы его «стесняются» разбудить. Гитлер спит, Роммель в отъезде, Рунштедт «не верит»…
Союзники высаживаются почти без потерь. Серьезный бой только на «пляже Омаха», где немецкие подростки не поняв замысла командования, некоторое время отбиваются от американцев. 29 июня 1944 года Роммель и Рунштедт едут уговаривать Гитлера заключить перемирие с союзниками. Гитлер не соглашается. Как только Рунштедт и Роммель уезжают, на бункер Гитлера падает «сбившаяся с курса» ракета ФАУ. Но Гитлер остается цел. Поэтому 6 июля начальник штаба армии резерва заговорщик Штауффенберг доставил бомбу в Бергхоф, чтобы взорвать Гитлера. 20 июля 1944 года Штауффенберг приводит бомбу в действие в бункере Гитлера.
Однако фюрер выжил! Заговор провалился. В августе произошла очередная смена командования на Западном фронте. Фельдмаршал фон Клюге (сменивший Рунштедта в июле), который участвовал в заговоре против Гитлера, покончил жизнь самоубийством 18 августа. Его заменил фельдмаршал Вальтер Модель. Модель в заговоре не участвовал и у союзников начинаются неприятности. Англо-американская операция «Маркет Гарден» заканчивается провалом. А в конце декабря 1944 года начинается немецкая операция «Стража на Рейне» и союзники вообще оказываются на грани поражения.
Спасает их советское наступление в Польше. Конечно, простые английские и американские ветераны второй мировой войны заслуживают всяческих почестей. Они выполняли свою солдатскую работу. Что же касается политического руководства Англии и США, а так же их генералитета, то факт того, что высадка в Африке «Торч» стала возможной благодаря предательству Жиро и Дарлана, а высадка в Нормандии – благодаря заговору в руководстве вермахта, о многом говорит.
Без пятой колонны американцы беспомощны. Как войска США брали бы Багдад если бы иракские генералы не предали Хусейна – тоже большой вопрос. Пятая колонна – это главное оружие США. Сейчас, я думаю, об этом надо помнить особенно.
(с) Анатолий Гусев http://gusev-a-v.livejournal.com/330288.html