Добровольное харакири. Через неделю Украина начнет считать убытки от ассоциации с ЕС. Теперь всему этому приходит конец. Впереди маячат холодная зима, остановка заводов, рост безработицы, дальнейшее падение гривны, уменьшение социальных выплат, обнищание населения. Зато – ассоциация с ЕС. На виртуальном дворе теперь станет гораздо чище, потому как украинская «курочка» будет посажена на голодный паек.
По подсчетам экспертов из Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, ежегодные потери Украины, вызванные испорченными отношениями с Россией, составят 33 миллиарда долларов в год.
Эта цифра фигурирует в подготовленном ими докладе «Тупик борьбы интеграций в Европе». Примечательно, что даже в нынешнем состоянии, когда таких потерь еще нет, Украине для выживания на существующем уровне необходимо 25-30 миллиардов долларов ежегодно. Стало быть, после того, как все случится, ей будет недоставать порядка 55-60 миллиардов долларов в год. Ни о какой компенсации такой суммы за счет западных кредитов не может быть и речи.
Запад одалживает мало и скупо, компенсируя недостающее, как говорят на финансовом рынке, «вербальными интервенциями», то есть обещаниями и рассуждениями, что в будущем все будет хорошо и он в беде не оставит. Из чего же конкретно будут состоять потери? 15 миллиардов долларов Украина потеряет от сокращения экспорта в страны Таможенного союза. А сокращение, в свою очередь, станет прямым следствием ассоциации с ЕС и создания зоны свободной торговли (ЗСТ).
Далее настанет уменьшение потока денег, которые украинские гастарбайтеры зарабатывают в России и присылают домой. О чем думает днепропетровский олигарх-губернатор Коломойский, когда предлагает воздвигнуть на границе с Россией забор и разбросать возле него мины? Что держат в голове депутаты Рады, собираясь вводить визовый режим с Россией? Неужели не понимают, что в ответ Россия тоже перейдет на визы, и тогда гастарбайтерам придется сидеть дома? А их теперешние доходы в России эксперты оценивают в 11-15 миллиардов долларов в год, что составляет 7% ВВП.
Украинские деятели надеются, что те поедут в Европу? Так Европа их к себе не зовет и, насколько можно судить по заявлениям еврочиновников, не собирается. Сейчас в России трудятся около 1,1 миллиона граждан Украины, из них 700 000 нелегально. Если их «попросят» из страны, потери от ужесточения миграционного режима и усиления контроля за нелегальной миграцией составят до 8 миллиардов долларов, говорится в докладе. Кроме того, есть такая статья доходов, как туризм.
О его сохранении на прежнем уровне теперь и мечтать не приходится: туризм сократится процентов на 50 (страшно ехать в страну, где людей сжигают заживо), что повлечет за собой убытки в 1,5 миллиарда долларов. Но и это еще не все, как говорил когда-то парень в рекламе. Украина недосчитается 2 миллиардов долларов российских инвестиций. Вкладывать их в предприятия, находящиеся на территории с нестабильной политической ситуацией, было бы верхом неосмотрительности, особенно с учетом того, что со стороны радикалов время от времени раздаются призывы к конфискации собственности российских компаний на Украине.
Справедливости ради заметим, что случаются любители и таких инвестиций (например, глава одного западного фонда, любивший повторять, что инвестировать надо там, где льется кровь, даже если она ваша собственная), но любителей подобного экстрима можно пересчитать по пальцам.
Ощутимыми потерями для «Незалежной» обернется и повышение стоимости газа – до 3,7 миллиарда долларов в год. Украинские власти, правда, грозятся, что если Россия не согласится на сверхнизкую цену газа, они станут брать его из трубы бесплатно и в любых объемах, но такие поползновения лечатся легко и быстро – перекрыванием задвижки.
Тогда Украина сможет получать газ только из Европы в реверсном режиме, но продлится это очень недолго. «Забыв», по своему обыкновению, уплатить в течение двух-трех месяцев, она очень скоро увидит опущенную заслонку и с другой стороны трубопровода.
«Сейчас никто особенно украинской промышленностью не интересуется. Украину ждет острейший экономический кризис. Власти готовы ко всему этому, они это считают необходимым злом на пути к Европе. Причем этот путь сугубо финансовый, он ни в коей мере не обеспечит подъем украинской экономики, что бы ни говорили европейские чиновники. ЕС недавно предоставил Украине 500 миллионов долларов кредита, и это якобы должно пойти на развитие украинской экономики.
Никакого развития не будет; более того, падение гривны может возобновиться, когда гражданская война закончится», – считает руководитель Центра экономических исследований Василий Колташев. «Час Х» наступит 27 июня. В этот день украинский президент Петр Порошенко намерен подписать договор об ассоциации с Европейским союзом. Это значит, что льготный беспошлинный доступ украинских товаров на рынок стран евразийской тройки будет ограничен.
Сейчас на Россию, Белоруссию и Казахстан приходится примерно треть украинского импорта. В него входят продукты питания, металлы, бытовая техника. На рынке Таможенного союза востребована продукция украинского машиностроения, а на рынке ЕС – нет. Найти других внешних покупателей на эту продукцию будет крайне сложно. В Евросоюзе свои требования к качеству и безопасности, а огромное большинство украинских товаров им не соответствует, говорят эксперты.
Украина гордится своим аграрным сектором. Мол, и продукция у него превосходная, и «химии» в ней нет. Но в европейских магазинах всего полно, и на их полках трудно представить место для украинских производителей: и упаковка не та, и ценой взять трудно, и качество недотягивает. В супермаркетах она точно на полки не встанет.
Остаются маленькие магазинчики типа «Товары из Австралии» или «Деликатесы из Польши».В последних, продающих рыжики и соленые огурцы, темновато, страшновато, пахнет плесенью и людей немного. Там, по всей видимости, можно торговать по своим стандартам. А если по европейским, то, например, украинский зеленый горошек, сортируемый вручную, в ЕС не пройдет. Горошины в банке у него могут отличаться по размеру. Европейцам же надо, чтобы диаметр горошин совпадал миллиметр в миллиметр, чего невозможно добиться без электронного калибратора. Цена же его составляет сотни тысяч евро. Откуда у украинских заводов деньги на такое оборудование? И когда оно окупится?.. И так со всем. Ох, тернист путь в Европу! И Украине еще только предстоит об этом узнать.
Politikus.ru