Мировой саммит в Европе близится к концу. И если американский президент свою повестку дня не выполнил, его российскому коллеге есть чем похвастаться — Владимир Путин не пошел на серьезные уступки западным странам и при этом улучшил свой имидж в Европе.
В целом визит прошел для Барака Обамы неважно. Ему не удалось ни добиться подвижек с введением санкций в адрес России, ни понимания у западноевропейских союзников относительно усиления американского военного присутствия на востоке Европы, ни даже убедить европейцев усилить собственные оборонные бюджеты. В отличие от Восточной Европы, где местные лидеры боготворили Обаму и заявляли о готовности полностью следовать в фарватере американской внешней политики, в Западной умеют зарабатывать деньги и считать их.
«Европейцы в этой ситуации понимают: лезть в разборки между США и Россией особо не следует, но какую-то позицию занять нужно. Само собой, Европа поддерживает США: для европейцев это союзник, старший брат и партнер. Но и расшибать лоб в демонстрации этой поддержки Европа не собирается. Россия, в конце концов, полезна ЕС своими ресурсами и пространством. Поэтому, считает Брюссель, не нужно до конца рвать с Москвой. В итоге, лидеры стран ЕС заняли промежуточное положение между США и Россией», — считает замдиректора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. Обаме также не удалось добиться срыва реализации контракта на поставку России французских «Мистралей» — стремительно теряющий популярность президент Франции Франсуа Олланд не горит желанием брать на себя вину за выплату огромного штрафа, прописанного в случае отказа от поставки вертолетоносцев. Слабым утешением для Обамы может служить демонстративная изоляцию Путина в Брюсселе — российского президента не пригласили на состоявшийся саммит «Большой семерки». Однако ряд лидеров (прежде всего Ангела Меркель и Франсуа Олланд, специально ради этого устроивший для себя второй ужин) провели с российским президентом встречу тет-а-тет.
В свою очередь, российский президент Владимир Путин делал вид, что не замечает тех унижений, которым его подвергают на Западе — он улыбается и говорит сладкие речи. У Путина перед глазами пример предыдущего иранского президента. Напомним, что при предшественнике Махмуда Ахмадинежада Мохаммаде Хаттами Иран активно работал над своей ракетно-ядерной программой. Однако улыбчивый президент говорил мировым лидерам слова, которые они хотели услышать, позиционировал себя как реформатора — и в итоге Соединенным Штатам никак не удавалось сколотить серьезную коалицию для введения серьезных международных санкций против Ирана. Однако пришедший затем Ахмадинежад стал вести себя менее дипломатично — угрожал миру в целом и Израилю в частности, стал демонстрировать иранскую агрессивность. В итоге Иран сейчас находится под жесточайшими санкциями, и сменивший Ахмадинежада на посту президента Хасан Роухани фактически вернулся к политике Хаттами. И сейчас Владимир Путин со своими примирительными речами и отказом от ввода войск на Юго-Восток Украины не дает Обаме сколотить серьезную антироссийскую коалицию.
Частью этой политики можно считать встречу с Петром Порошенко, на которой так настаивал Запад. Сами официальные двусторонние переговоры и саммит сейчас невозможны — учитывая агрессию украинских властей против самопровозглашенных ДНР и ЛНР, а также массовой русофобии в киевских коридорах власти — однако «случайная» неформальная встреча Путина ни к чему не обязывала. 5 июня во время интервью с французскими журналистами российский президент обещал им ни от кого не бегать, и сдержал слово. «На полях официального завтрака от имени президента Франции по случаю 70-летия высадки союзников в Нормандии президент Путин имел краткую беседу на ногах с Франсуа Олландом, Ангелой Меркель и избранным президентом Украины Петром Порошенко, — рассказал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. — В ходе краткого разговора и Путин, и Порошенко высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке Украины, а также боевых действий обеих сторон — и со стороны украинских вооруженных сил, а также со стороны сторонников федерализации Украины. Кроме того, была подтверждена безальтернативность урегулирования ситуации мирными политическими средствами».
Пока действия Петра Порошенко отличаются от его слов. Сегодня украинская армия начала очередной штурм Славянска с применением танков и потеряла над городом очередной самолет — на этот раз разведчик АН-30. Однако представители западных лидеров уверяют, что сейчас идет работа над соглашением о прекращении огня. Его подробности могут быть обнародованы в течение нескольких ближайших дней.
Если это действительно так, если украинские власти прекратят антитеррористическую операцию и начнут переговорный процесс с ополченцами, а последние сохранят фактический контроль над территориями Донецкой и Луганской республик, то получится, что Путин в Европу слетал не зря. Причем соглашение в какой-то степени выгодно и украинскому президенту. Его антитеррористическая операция буксует, деньги тают, на носу выполнение условий МВФ, которые вызовут масштабные общественные протесты, а развивающаяся антироссийская истерия, в фарватере которой идут украинские власти, лишь приближает печальный финал украинского государства. «Вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил о том, что Украина полностью отказалась от исполнения всех контрактов по сотрудничеству в военно-промышленном комплексе, полностью прекратила поставки комплектующих. Это может привести к остановке еще примерно 500 предприятий и возникновению дополнительно сотен тысяч безработных. За первый квартал у нас безработица выросла более чем на 130 тыс. человек и продолжает расти», — говорит бывший министр экономики Украины Дмитрий Суслов.
К тому же, завершив антитеррористическую операцию в ближайшее время, Порошенко получает шанс сохранить собственную репутацию — ведь формально на его руках нет крови. В Киеве все знают, что решение об ужесточении антитеррористической операции принимал именно избранный президент — он хотел провести инаугурацию в освобожденном Донецке, а также усилить свои переговорные позиции перед встречей с Путиным. И де-факто он виноват в провале армии, бомбардировках жилых районах и большом количестве жертв среди украинских граждан. Однако де-юре Порошенко тут не при чем — он еще не прошел процедуру инаугурации, и пока лишь является украинским олигархом и одним из основных спонсоров Майдана. Вся ответственность за принятые решения лежит на премьере Арсении Яценюке, министре внутренних дел Арсене Авакове и и.о. президента Александре Турчинове (которого специально откомандировали в штаб АТО для того, чтобы подчеркнуть, кто отдавал приказы). Петру Порошенко только и останется что снять их с должностей, и это позволит ему снова попытаться примерить тогу общенационального лидера.
Геворг Мирзаян
Здесь