Президент Чечни Рамзан Кадыров, который вёл переговоры об освобождении репортёров LifeNews Олега Сидякина и Марата Сайченко, задержанных украинскими военными под Краматорском, рассказал, как его представителям удалось вернуть журналистам свободу.
В интервью газете «Известия» Рамзан Кадыров рассказал, как шли переговоры о возвращении Олега Сидякина и Марата Сайченко в Россию. По его словам, он занимался освобождением журналистов по поручению Владимира Путина. «Путин знал, что я занимаюсь проблемами журналистов. Всё, что я делаю – это по поручению президента», — подчеркнул Кадыров.
«У меня есть выход на здравомыслящих людей, которые понимают, что без России Украине не жить и не развиваться. И мы сделали предложение, что давайте действовать по-дружески: «отдайте наших ребят», — рассказал президент Чеченской республики. «Люди, решившие этот вопрос, оказались намного мудрее и умнее, им небезразлична судьба Украины, поэтому они приняли это решение, хотя для них это был большой минус в плане отношений с США и Западом», — так отозвался Кадыров о своих украинских партнёрах по переговорам.
Потребовалось несколько дней, чтобы получить согласие украинской стороны на освобождение Сидякина и Сайченко. «Переговорный процесс начался с 20-21 числа, нам озвучили, что за 3-4 дня дадут ответ — готовы отдать нам ребят или нет., — рассказал Рамзан Кадыров. — Мы отправили своего представителя на Украину, его тоже Рамзаном зовут. Нам озвучили в узком кругу, что принципиальное решение о передаче наших журналистов есть — и мы начали активно вести переговоры. Наши представители там три дня были. Со стороны Украины переговорщики делали много обещаний: говорили — то утром отдадим, то в обед отдадим… Люди снимали и показывали правду, они не террористы. А им надели мешки, наручники, бросили их лежать в яме – это непозволительно».
По словам Рамзана Кадырова, при переговорах пришлось соблюдать режим строгой секретности, чтобы обеспечить их безопасность. «Мы тайно вели переговоры. Они летали в Киев и передавали нашу позицию. Это нельзя было по телефону сделать. Потому что когда информацию знают много людей сразу, сразу портится все», — отметил он.
Из Киева в Грозный репортёры прилетели на личном самолёте Кадырова. Президент Чечни рассказал, что для него было большой радостью самому забрать российских журналистов: «Я увидел счастливые глаза, на них слезы радости… Они мужественные ребята и до конца говорили правду. Они не сдались, до конца стояли. Защищать таких ребят – двойное удовольствие».
Корреспонденты LifeNews рассказали, что 18 мая они находились в Краматорске, и в тот день в районе аэродрома началась стрельба. Они выехали на место происшествия, где хотели пообщаться с местными жителями. «Двигаясь по дороге к городу, мы отошли на 20-30 метров, и тут на нас вылетают 2 БТР, — вспоминает Сидякин. – На них было много вооружённых людей, они соскочили с бронетехники открыли стрельбу». «Мы решили, что если будем бежать, огонь будет на поражение, поэтому мы подняли руки», — добавил Сайченко. Корреспонденты также сообщили, что они сразу же на русском и на английском объяснили, что они журналисты. «12 силовиков нас окружили, обыскали и положили на землю, запихали в БТР и отвезли на территорию аэродрома, где находилась их часть», — рассказали корреспонденты.
По оценкам журналистов, украинские военные держали их в Изюме, где у них находится база. «День и ночь мы провели в яме со связанными руками и ногами и с мешками на голове», — рассказали они.
«Первое время нас не кормили, воду дали только ночью, — рассказал Марат Сайченко.- Утром нас разбудили. Мы не видели, светло или темно, по пению птиц поняли, что это утро. Нас погрузили в металлические коробки и везли в этом коробе 10 часов». Они добавили, что на жаре короб сильно раскалился, и в таких условиях им пришлось провести все 10 часов.