Россия меняет подход к содействию международному развитию и будет оказывать помощь лишь тем, кто определился с «вектором». Россия меняет свой подход к содействию международному развитию, делая акцент не на многосторонних, а на двусторонних отношениях, говорится в указе президента РФ Владимира Путина, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.
Согласно документу, реализация новой концепции госполитики РФ по содействию международному развитию должна способствовать продвижению национальных интересов России путем достижения максимальной отдачи от оказываемой помощи.
«Накопленный опыт в сфере международного сотрудничества и собственный донорский потенциал позволяют России, развивая апробированные форматы участия в международном сотрудничестве и многосторонних проектах, усиливать акцент на адресные двусторонние программы оказания помощи и аргументированно определять государства-получатели помощи, руководствуясь положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции внешней политики Российской Федерации», — говорится в документе.
В концепции подчеркивается, что первоочередная помощь в сфере содействия международному развитию Россия будет оказываться государствам-участникам СНГ, Абхазии, Южной Осетии и другим странам, проводящим курс на добрососедство и союзничество с Россией, а также отдельным государствам, являющимся наряду с РФ участниками международных объединений и организаций на евразийском пространстве.
Кроме того, в российскую программу содействия международному развитию входят государства, «имеющие исторически сложившиеся дружественные связи с РФ, страны, участвующие в реализации совместных с Россией экономических и социальных проектов, и развивающиеся государства, сотрудничество с которыми отвечает национальным интересам РФ».
Отметим, в воскресенье The New York Times написала, что США из-за многочисленных разногласий последнего времени с Россией полностью пересматривают свои отношения с Москвой и готовятся вернуться к «политике сдерживания», впервые описанной американским дипломатом Джорджем Кеннаном в 1947 году. Она предполагает попытки сотрудничать с Россией в тех немногочисленных областях, где интересы двух стран совпадают, и игнорирование Москвы в системе международных отношений, предупреждает издание.
Между тем министр иностранных дел Сергей Лавров назвал бесперспективными планы изолировать Россию. «Во-первых, потому что мы – большая, самостоятельная, знающая, чего мы хотим, держава. Во-вторых, потому что подавляющее большинство государств мира никакой изоляции России не хочет и к этим попыткам не присоединится», – заявил Лавров.
О целесообразности перехода на двусторонний вариант международного сотрудничества заявлял также и руководитель Россотрудничества Константин Косачёв.
«Нужно переносить акцент с многостороннего на двусторонний формат и определяться с географическими приоритетами, и понятно, что для России эти приоритеты находятся на пространстве СНГ и государств, с которыми Россию связывают особые отношения в силу исторического характера, либо тех, где у России есть какие-либо особые интересы», — заметил Косачев.
«Сейчас мы начинаем искать программы и проекты, носящие адресный характер и которые реализовывались бы под российским флагом, чтобы было видно, откуда идут деньги и технологии, чтобы эта работа становилась не просто некоей гуманитарной миссией, но и начинала работать на национальные интересы нашего государства», — также отметил глава Россотрудничества.
Он отметил, что до этого у России на многосторонний формат сотрудничества уходило до 70% выделяемых средств. В целом Россия пока отчисляет на данные нужды 0,03% ВВП, а в среднем по ОЭСР этот показатель составляет 0,35% ВВП при намеченных 0,7%. «По нашим планам, к 2020 году этот показатель (в России) должен быть 0,1% ВВП», — добавил глава агентства.
Общие объемы средств, выделяемых по линии содействия международному развитию по группе ОЭСР, Косачев оценил примерно в 130 миллиардов долларов в год, а с учетом всех источников — в 400-500 миллиардов долларов в год.