Он обещает перевооружить армию Украины собственным оружием. Но кто, где и как его произведет? Основной мотив президентской избирательной кампании, которая разворачивается на Украине: «Крым любой ценой будет возвращен под державную руку Киева!» В этом едины все кандидаты. И те, что от запада страны, и те, что от востока. Говорить что-то поперек, значит, заранее обречь себя на поражение в предвыборной гонке.
Даже нынешний, но беглый президент Виктор Янукович на днях подал голос из российского «далеко»: «Мы должны ставить такую задачу: искать пути возвращения в Крым на любых условиях. И пусть Крым будет иметь максимальный уровень независимости, какой только возможен — такие аналоги есть в мире, но чтобы он был в составе Украины».
Правда, про то, как будут возвращать утерянное, тамошние лидеры общественного мнения говорят разное. От предложений мирно бороться за симпатии жителей российского теперь полуострова (хотя кто мешал украинцам этим заниматься в минувшие почти 23 года?) до призывов срочно бросить все и готовиться к войне. Но воевать с Россией в обозримой перспективе Украине нечем и некому.
Обстоятельства, при которых был без единого выстрела потерян Крым, — лучшая тому иллюстрация. Можно бы еще привести сотни убедительных фактов на эту тему, но, на наш взгляд, хватит и одного: на минувшей неделе с аэродрома Миргород поближе к Крыму – на аэродром Кульбакино (Николаев) — переброшено звено из четырех истребителей Су-27, входящих в состав 831-й бригады тактической авиации воздушного командования «Центр» Воздушных сил Украины. Почему так мало? Ведь 831-я бригада считается самой мощной в боевой авиации страны и в ее составе десятки «сушек»?
Реальность печальна для Киева: с миргородского аэродрома сегодня способны подняться в воздух всего девять Су-27. А воевать – наверняка еще меньше. Остальные – металлолом.
Понятно, что это не новость для и. о. президента страны, спикера Верховной Рады Александра Турчинова. В минувшую среду он посетил 169-й учебный центр сухопутных войск своей страны в Черкасской области. Где и заявил встречавшим его военным:
– В течение последних четырех лет украинскую армию системно уничтожали, разоружали, увольняли лучшие кадры. Сейчас армию фактически приходится восстанавливать.
По мнению Турчинова, несмотря на пустую казну, в кратчайший срок предстоит волшебным образом провести перевооружение недееспособного войска. Только вот как это сделать? Рецепт от и. о. президента прост как штык: следует опираться на собственные силы. «Для нас важно, что оборонпром способен обеспечить полный замкнутый цикл производства оружия для украинской армии», — сказал Турчинов. Чем сильно удивил специалистов.
Реальность такова. Несмотря на большое количество оборонных предприятий на Украине, самостоятельно они способны производить немногое. Ну, бронетанковую технику в Харькове. Ну, некоторые виды ракетного вооружения в Днепропетровске. Ну, военно-транспортные самолеты на фирме «Антонов» в Киеве. Ну, кое-что из стрелкового оружия.
Можно было бы добавить в этот перечень и мощнейшие в прошлом судостроительные заводы Николаева. Однако, судя по всему, из-за многолетнего отсутствия заказов их нынешний потенциал, мягко говоря, сомнителен.
Пожалуй, это все, на что хоть как-то может рассчитывать Киев. Ни вертолеты, ни боевые самолеты, ни комплексы ПВО, ни артиллерию Украина никогда не производила и не производит. Но вести боевые действия без них невозможно. Выходит, Турчинов считает реальным и столь высокотехнологическое производство организовать с нуля?
Чтобы разобраться в обоснованности этих мечтаний следует вспомнить, что все последние годы Киев как с писанной торбой носился с госпрограммами, которые считались для страны приоритетными. Их было всего три:
— создание новейшего многофункционального ракетного оперативно-тактического комплекса (ОТРК) «Сапсан»;
— строительство серии из четырех корветов проекта 58250;
— наконец, уже навязшая в зубах с советских времен эпопея с военно-транспортным самолетом Ан-70.
Что на выходе?
За «Сапсан» в соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны Украины взялись еще в 2006 году, испытания велено было завершить в 2013-м. Важное дело поручили КБ «Южное». Выбор был сделан еще и потому, что конструкторы бюро за годы независимости уже накопили некоторый опыт. Правда, неудачный. В 1994 году они взялись было за проектирование первого сугубо украинского ракетного комплекса ближнего (до 100 км) и среднего (до 500 км) радиуса действия «Борисфен». Из-за отсутствия финансирования дело быстро застопорилось.
Потом КБ «Южное» принялось создавать оперативно-тактический ракетный комплекс «Гром» с дальностью стрельбы от 80 до 290 км. Комплекс позволил бы, как мыслилось Киеву, создать надежную основу неядерного сдерживания для Украины. Но и ему не суждено было родиться.
А вот на «Сапсан» деньги все же поначалу нашли. Возможно потому, что в России тогда был на выходе подобный же ракетный ОТРК «Искандер», и Украине хотелось создать ему конкуренцию. Только к сегодняшнему дню на «Искандеры» у нас уже перешли несколько бригад, а программу «Сапсан» Киеву пришлось прихлопнуть в 2012 году. Причина та же — «грошив немае». Но за пять лет работы, как утверждают некоторые эксперты, на это дело потратили около миллиарда долларов.
Лихо начиналось и строительство первого украинского боевого корабля – корвета. Головной назвали «Владимир Великий». Его заложили в Николаеве в 2011 году. Головной корабль поручили сделать к 2017 году. Разработчиком проекта выступило казенное предприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев). Объем финансирования госпрограммы, утвержденной в ноябре 2011 года правительством Украины, составил 16,2 млрд грн (приблизительно 2 млрд. долл).
По словам генерального военно-морского конструктора Украины Евгения Борисова, должен получиться самый мощный корабль этого типа в Черном море. «Единственный, кто сможет с ним соперничать, — строящийся в Турции «Милгем», но наш сильнее будет», — уверял Борисов.
Вооружение «Владимира Великого» на 60% (радиолокационное и радиоэлектронное) украинского производства. Комплексы зенитной артиллерии — из Германии и Швейцарии. Ничего российского – Боже упаси.
Впрочем, и эта стройка встала, едва начавшись. Естественно, из-за отсутствия финансирования. Спасти проект попыталась общественность. Была создана даже благотворительная организация «Фонд возрождения украинского флота».
Ее исполнительный директор капитан 1 ранга запаса Вадим Махно года полтора назад сообщал, что по городам и весям Украины для «Владимира Великого» собрано аж 150 тысяч гривен. На них «удалось оплатить изготовление чертежей систем вентиляции и охлаждения первых шести отсеков». Но это было даже не смешно. И «князь» горестно замер на стапеле.
По поводу третьей госпрограммы – по военно-транспортному самолету Ан-70 – за минувшие десятилетия написано столько, что и добавить, кажется, нечего. Напомним лишь, что за этот самолет взялись еще в СССР, в 1978 году. Он должен был заменить старенький Ан-12, честно отслуживший свое в Советской Армии. Машина для того времени была спроектирована на загляденье. Имела короткий разбег, могла подниматься с грунтовых аэродромов с 35 тоннами груза на борту. Лететь должна была на расстояние более пяти тысяч километров при крейсерской скорости до 750 километров в час. Ничего подобного в мире не было.
Но задумали ее в несчастливое время. Когда Союз распался, между Киевом и Москвой начались политические дрязги. В конечном счете, это Ан-70 и погубило. Россия то соглашалась, то отказывалась сначала продолжать работы, а потом закупать готовый самолет. Украине он был, естественно, не по карману.
В результате 21 декабря 2012 года на серийном заводе «Антонов» в Киеве был освобожден от строительных лесов и выкачен со стапеля фюзеляж первого строящегося серийного Ан-70 № 01-04 для ВВС России. Но нам он теперь ни к чему. Да и вряд ли нынешний вождь Украины Турчинов санкционировал бы такую покупку.
Только как на фоне этого многолетнего раззора он всерьез может рассчитывать на перевооружение собственной армии? На эту тему «Свободная пресса» поговорила с экспертами.
Главный редактор журнала «Арсенал» Виктор Мураховский:
– Замахнуться можно на что угодно, даже на собственную боевую авиацию. Но мы знаем возможности украинских авиазаводов. Помимо планеров надо еще делать бортовое радиоэлектронное оборудование. На заводе «Антонова» они могут делать двигатели. Но, опять же, только для военно-транспортной, а не боевой авиации.
А самый главный вопрос – финансы. С нынешним бюджетом Украины ни о каком производстве новой техники речи быть не может. Им бы просто прокормить существующую армию.
«СП»:– В этом году на армию решено выделить рекордную для Украины сумму — около 4,7 млрд. долларов. Можно еще обратиться за технической помощью к Западу.
– Ничего западного украинцы перенять не смогут. Там другие технические регламенты. По сути, надо снести имеющиеся цеха и построить новые. Что касается 4,7 млрд. долларов, то Российской армии для восстановления пришлось тратить порядка 50 млрд. долларов в год на протяжении нескольких лет. Сейчас в Киеве заявили, что хотят создать армию численностью 140 тысяч человек. Еще 200 тысяч хотят иметь в Национальной гвардии. При такой численности надо тратить порядка 10 млрд. долларов в год. Причем не на то, чтобы перевооружить армию, а просто чтобы довести вооруженные силы до нормального уровня. Так что все планы Турчинова, на мой взгляд, — утопия.
Президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков:
– Все виды кораблей Украина выпускать не в состоянии. Ни подводные лодки, ни крейсера, ни катера. Соответствующие судостроительные мощности у страны есть в Николаеве, но нужно еще оснащение кораблей ракетами и другими видами вооружений, поставляемых из России.
Транспортные самолеты Украина может делать на базе предприятия «Антонова». Здесь проблем нет. Но истребители, бомбардировщики, штурмовики Украина делать не сможет, нет технической базы. Тем более для самолетов тоже нужно вооружение, бортовая электроника. Надо наладить выпуск высокоточного оружия. Для этого возможностей нет. На «Южмаше» можно делать межконтинентальные ракеты, но тактические и оперативно-тактические производить негде.
Но самое главное — все планы упрутся в одно: на Украине сейчас нет научно-технических школ. Они фактически разгромлены, предприятия ВПК последние годы как-то работали только благодаря заказам из России. Чтобы создать научные школы и построить заводы для производства куда более простой техники Советскому Союзу потребовался в 30-е годы рывок, продолжительностью около семи лет. Сегодня Украине понадобится для рывка порядка десятилетия.
«СП»: – Украине может помочь Запад.
– Запад может помочь технологиями. Но нужны еще финансы, поставки оборудования. К примеру, в Грузии хотели наладить производство своих самолетов на базе имеющихся предприятий и при помощи Запада. Но, несмотря на всю поддержку, ничего сделать не смогли. Поэтому не думаю, что это получится на Украине.
«СП»: – Но смогут ли создать армию, которая будет представлять угрозу для России?
– В принципе, это возможно. Чтобы украинская армия была опасна для России, нужно пять лет и большая помощь Запада. Сухопутные войска они смогут оснастить, флот тоже. Если Запад окажет массированную поддержку, то украинская армия сможет достичь численности 200 тысяч человек и выдержать участие в одном масштабном локальном конфликте. Но говорить о каких-то самостоятельных вооруженных силах не приходится.
Президент украинского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко:
– Если бы Турчинов очень хотел реализовать идею самостоятельного выпуска нового оружия и боевой техники, то вряд ли бы это получилось в ближайшие годы. Хотя бы потому, что политическая ситуация на Украине не стабилизирована, новая власть не контролирует значительную часть страны. А самое главное – у Украины нет собственной ресурсной базы. Последние месяцы правления Януковича государство цементировалось за счет иностранных заимствований. То же происходит и сейчас. По оценке самого Турчинова, надо срочно привлечь 35-40 млрд. долларов кредитных денег только чтобы просто дожить до конца года. Подчеркиваю: дожить!
Чтобы построить современную армию, надо построить предприятия, обучить людей. За 23 года независимости страна практически потеряла всех квалифицированных рабочих. Инженерный потенциал тоже почти потерян.
На мой взгляд, даже если прямо сегодня начать организовывать современное производство, даже если так сойдутся звезды, что откуда-то найдутся деньги, то пройдет минимум десять лет, пока Украина сможет организовать подобное производство. А ведь после того, как появится военная техника, надо будет обучить людей ею пользоваться.