Война на Донбассе позволила нам совсем по-другому взглянуть на соседей и знакомых. Выяснилось, что, несмотря на два десятилетия жизни под непрерывным воздействием пропаганды ценностей общества потребления, наши современники по-прежнему способны на массовый героизм. Причем многие даже не понимают, как можно было поступить иначе.
Подвиги сейчас это не только ликвидация карателей на линии фронта, но и сама жизнь под постоянными обстрелами. Бойцы на передовой – герои, но герои и студенты, приезжавшие под обстрелами на занятия, и преподаватели, читавшие лекции под грохот разрывов. Когда взрывы раздавались совсем рядом, дети и педагоги вместе спускались в бомбоубежище, срочно переделанное из гардероба, пережидали канонаду.
Не будет преувеличением назвать героями работников коммунальной сферы, благодаря которым воюющий Донецк чище и ухоженнее чем мирный Киев. Мой друг Иван, работающий в ремонтной бригаде организации с невыговариваемым названием Донэлектроавтотранс, регулярно присылает фотографии с мест очередного попадания укропских снарядов. Раскуроченные шпалы, зазубренные рельсы, перебитые провода… но большинство горожан этого не увидит, ведь мужики в оранжевых жилетах мгновенно выезжают и приводят в порядок свое хозяйство. Причем, все понимают, что каратели могут дать повторный залп, который накроет ремонтников. Понимают, но идут и ремонтируют пути.
Вот только вчера, по словам Ивана, рядом с его бригадой «на улице Экономической что-то приземлилось. Что именно — трудно сказать, но работавших оглушило». Пришлось падать на землю и пережидать.
Хотя самым запоминающимся был случай, когда укропская артиллерия расстреляла «Гринплазу». В тот день на рабочем месте Ваня подобрал еще горячий осколок, а от разрывов потом еще месяц ходил контуженный.
На грани подвига и работа специалистов по водоснабжению города, ведь уже не раз им приходилось под вражеским огнем восстанавливать расстрелянные насосные станции.
Хотя на передовой, конечно, гораздо чаще происходят маленькие подвиги.
Например, зимой во время Дебальцевской операции отряд из 40 донецких ополченцев оказался между позициями хунты и нашей танковой частью. То ли они заблудились, то ли сильно вырвались вперед, но факт остается фактом, отряд пехоты расположился там, где его не должно было быть. Танкисты, уверенные, что перед ними своих нет, сходу открыли огонь. Средств связи не оказалось, и отряд был на грани уничтожения.
Тогда трое мужиков встали и по ровному полю пошли на танки. Шли спокойно, шагом, в полный рост. На пулеметы и орудия. Вероятность, что или у какого-то танкиста сдадут нервы или с укропских позиций откроют огонь – почти сто процентов. Однако они дошли, и тем самым фактически спасли 37 человек, которые потом живыми вернулись в Донецк.
По-моему, стоять блокпостом против отряда «Правого сектора», имея всего два автомата на девятерых, – это тоже героизм. Пойди каратели в атаку, наш блокпост полег бы весь, но ребята несли дежурства, пока их не сменили.
Или возьмем, к примеру, Мишу, парня из соседнего дома. В армии не служил, с оружием обращаться не умел, работал водителем. Когда началась война, пошел в саперы. После недолгой учебы сопровождал в рейды боевые группы ополчения. Его задачей было делать проходы в минных полях и помогать нести груз. В боях участвовать он не должен был, так что его почти и не учили вести боевые действия. Однажды его группа в поле нарвалась на укропскую БМП. Бронемашина неожиданно выскочила из укрытия рядом с ополченцами. Те залегли в траву. Если бы окупанты заметили группу — расстреляли бы. У опполченцев было всего два гранатомета — один у командира, второй нес Миша. Бойцы приняли решение атаковать. Первым выстрелил командир и промазал. Каратели обнаружили группу, но прежде чем смогли открыть огонь, Миша встал и всадил гранату в БМП. Это был его первый в жизни выстрел из гранатомета, но он не просто попал, а сжег боевую машину. Благодаря ему все вернулись невредимыми, хотя и были на волосок от смерти. При этом сам себя героем не считает.
Стоит вспомнить и еще одного соседа — Игоря. Кадровый советский офицер после развала СССР покинул армию и, в конце концов, оказался в охране одного из олигархов. Когда началась АТО, оставил денежную работу и пошел защищать город. В бою за Марьинку его отряд попал под артогонь. Во время взрыва Игорь кинул на землю двух солдат и накрыл их собой. Получил множественные ранения и оказался в реанимации. Его жена пошла в ополчение за ним, воюет до сих пор.
В одном подъезде с Игорем живет Андрей, обладатель воистину золотых рук, способный починить практически любую технику. Когда началась Русская весна, неожиданно встретил его на митинге, потом на баррикадах у облсовета. Тогда я спросил его, не боится ли он участвовать во всем? Он спокойно ответил: «Я каждый день рискую жизнью, спускаясь в шахту. Чего мне здесь бояться?». Сейчас служит в артиллерии.
Вот такие они, ребята с нашего двора.