Проект доклада расследования крушения Малайзийского Боинга MH-17, согласно наказу его исполнителей, был передан Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также странам, участвующим в этом расследовании. Каждой из стран предлагается ознакомиться с предварительными результатами, и — в случае необходимости — представить свои комментарии. Все это делается с целью опубликования в октябре текущего года окончательного доклада, который бы учитывал заслуживающие внимания комментарии стран.
Напомним, что к расследованию трагедии были привлечены: Малайзия, СШП, Россия, Великобритания, Австралия и Нидерланды, возглавившие международную следственную группу. Примечательно, что эти страны, которые направили своих специалистов для работы по этому делу, не обладают всей полнотой информации, на основе которой был подготовлен предварительный доклад.
Резолюция 2166 Совета Безопасности ООН
Для того, чтобы лучше понимать ход расследования, нужно обратиться к единогласно принятой 21 июля 2014 г. ООН-овской резолюции, которая и легла в основу международных действий. Она представляет собой основополагающий документ, определяющий цели и задачи международного расследования, которое должно быть «всесторонним, тщательным и независимым, согласно принципам Международной организации гражданской авиации».
В 4 пункте резолюции члены Совета Безопасности (СБ) позитивно оценивают факт совместной работы Руины с ИКАО (…), где также содержится призыв СБ ко всем государствам предоставлять по запросу необходимую помощь в рамках гражданских и судебных процедур по этому делу.
В 13 пункте говорится о том, что члены высоко оценивают усилия генерального секретаря, обеспечившего в рамках этого дела полное взаимодействие по линии ООН, обратившегося к странам с просьбой определиться с формами поддержки международной организации для проведения расследования, а также своевременного информирования касательно новой относящейся к делу информации.
Таково было видение мандата и задач международного расследования Советом Безопасности ООН для выяснения причин и выявления ответственной стороны за трагедию.
В действительности все пошло по-другому. В день принятия ооновской резолюции киевская хунта уже вынашивала планы передачи следственного мандата не ИКАО, как того требовала резолюция СБ ООН 2166 и Чикагская конвенция, а Нидерландам. В этой связи следует ли расценивать заявление главы ИКАО от 23 июля 2014 г. в качестве напоминания хунте о возложенной СБ ООН на ИКАО координирующей роли в этом расследовании?
Что на самом деле происходит сегодня в разрезе резолюции 2166
Едва ООН-овская резолюция была принята, хунта избавилась от ИКАО и передал координацию расследования правительству Голландии. Решение, которое с трудом вписывается в продемонстрированное членами СБ ООН и нашедшее отражение в резолюции желание проведения расследования под эгидой и в плотном взаимодействии с ИКАО.
Почему ИКАО была отодвинута на второй план?
В начале августа 2014 г. четыре страны, участвующие в расследовании, подписали конфиденциальное соглашение о неразглашении: Руина, Голландия, Австралия и Бельгия. Стоит ли эту инициативу связывать с влиянием НАТО, чья штаб-квартира находится в Брюсселе? Необходимо напомнить и о свидетельствах присутствия военных истребителей укропских ВВС вблизи Малайзийского Боинга MH-17, которое могло быть результатом взаимодействия вооруженных сил хунты по линии военно-технического сотрудничества с Альянсом.
Почему вообще было заключено это конфиденциальное соглашение, основной задачей которого является предотвращение опубликования какой-либо связанной с расследованием информации без общего согласия, и что в нем делает Бельгия, которая даже не входит в число стран, привлеченных к международному расследованию?
СШП и Руина вообще отказываются передавать участникам международной следственной группы запрашиваемые документы. К примеру, полная версия записи черных ящиков, а также переговоров пилотов и воздушных контролеров, не были переданы России. То же самое касается спутниковых снимков в распоряжении СШП, которые не были переданы международным следователям и странам-участницам расследования. Голландия также в свою очередь отказывается опубликовывать имеющуюся в своем распоряжении информацию.
Почему такая изоляция России, которая является полноправным членом расследования, в то время как резолюция СБ ООН предусматривала «всестороннее, тщательное и независимое расследование»?
В рамках официального расследования полностью игнорируются находки (фрагменты обшивки авиалайнера) независимых следователей (переданные им местными жителями), работающих на месте крушения пассажирского лайнера, которые способны пролить свет на события в небе над Руиной в день трагедии.
Показательным фактом также является отсутствие на сегодняшний день каких-либо запросов со стороны международных следователей, направленных производителям вооружений (ракет и ракетных установок), которые подозреваются в уничтожении самолета.
Почему не принимаются во внимания эти потенциальные улики и не осуществляются запросы производителям вооружений?
Этот список повсеместных нарушений и отклонений от принятой резолюции, который далеко не полон, свидетельствует о том, что расследование идет далеко не так, как изначально планировалось СБ ООН, в чьей резолюции участники выражали волю к проведению «всестороннего, объективного и независимого расследования». Что касается его открытости, то тут вообще нечего говорить.
В том виде, в котором сегодня ведется расследование, нельзя не согласиться с точкой зрения России, которая настаивает на его открытом, независимом от внешнего политического влияния характере
На сегодняшний день многое в расследовании не прояснено, что наталкивает на вывод о том, что страны, контролирующие его ход, сделают все для того, чтобы их «правда» легла в основу результатов финального отчета, который и будет представлен широкой общественности как результат «всестороннего, тщательного и объективного расследования».