В России стартовала основная волна сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). 25 мая школьники сдавали предметы по выбору – географию и литературу, а 28 мая им предстоит экзамен по русскому языку. Рособрнадзор рапортует о том, что первый экзамен в субъектах Федерации прошел без утечки материалов и практически без нарушений. За всеми школьниками страны следят объективы видеокамер, а на входе каждый из них проходит через металлоискатель. Телефоны и иные электронные приборы перестают работать под действием «глушилок». Все это – чтобы обеспечить объективность экзамена. Но как ни крути, сама идея ЕГЭ обречена на провал, ведь экзамен не удовлетворил ни одно из ожиданий даже его создателей. По мнению историка, автора учебников по истории для школьников и студентов Евгения Спицына, ЕГЭ – это самая эффективная… диверсия против нашей страны.
Вопрос: На днях школьники сдавали первые в этом году экзамены ЕГЭ в основной «волне». Рособрнадзор отчитался, что утечки материалов и нарушений не было зафиксировано. Механизм проведения экзамена похвалил и сам президент Владимир Путин на совещании по реализации майских указов. Означает ли это, что страна начинает свыкаться с ЕГЭ и признавать его эффективность?
Евгений Спицын: О какой эффективности ЕГЭ можно говорить в принципе? На мой взгляд,это в чистом виде самая эффективная и одновременно самая зловредная диверсия против нашей страны, которую всячески пытаются прикрыть двумя совершенно лживыми посылами о «ликвидации коррупции» и о «социальных лифтах». Других «достоинств» этой системы не могут даже назвать ее инициаторы и разработчики – господа Виктор Болотов (научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ), Исаак Калина (бывший замминистра образования РФ, ныне начальник департамента образования Москвы), Александр Асмолов (академик Российской академии образования, бывший замминистра образования РФ, ныне директор ФИРО) и Ко.
Вопрос: Выходит, коррупция никуда не делась?
Евгений Спицын: Совершенно очевидно, что никуда коррупция из системы образования не исчезла, она лишь плавно перетекла из одного сосуда в другой, то есть с сугубо «институтского уровня» на уровень сдачи ЕГЭ, и об этом все и хорошо знают, и не говорит только ленивый. Особенно пышным цветом она расцвела в известных южных регионах, а «егэшный туризм» учеников из школы в школу стал притчей во языцех.
Но самым страшным является даже не это, а то, о чем недавно сказал замглавы думского комитета по образованию господин Владимир Бурматов: «Никуда проблема коррупции не делась, все коррупционные схемы остались, чиновники, близкие к структурам Министерства образования, по-прежнему издают „решебники“ по ЕГЭ и получают за это гонорары, сайты с ответами к ЕГЭ продолжают функционировать, оффшорные компании, занимающиеся „гарантированной“ подготовкой к сдаче ЕГЭ, продолжают действовать, ни один из видов этого „серого“ бизнеса не искоренен, министерством ничего не предпринято».
И он совершенно прав в том, что без серьезной кадровой чистки в министерстве и подведомственных ему структурах, в частности в Рособорнадзоре и пресловутом ФИРО, которое возглавляет господин Александр Асмолов, ситуация к лучшему не изменится никогда.
Вопрос: Первоначально ЕГЭ задумывался как «социальный лифт» для школьников из отдаленных регионов. Предполагалось, что выпусники школ из дальних уголков страны получат те же шансы на поступление в престижные вузы, что и выпусники школ столичных. Решилась ли эта проблема?
Евгений Спицын: Что касается того, что ЕГЭ стал прекрасным «социальным лифтом», то это ложь, поскольку в Советском Союзе такой проблемы в принципе не существовало, и если вы посмотрите на то, где родились и получили школьное образование тысячи выдающихся советских ученых, партийных и государственных деятелей, военачальников, актеров и так далее, то не менее 80% были не просто выходцы из провинции, а выпускники самых обычных сельских школ, причем из такой глухой глубинки, что вы их на карте просто не найдете.
Когда я сам учился в институте, у нас на курсе почти половина ребят были из Свердловска, Иркутска, Луганска, Мариуполя, Черкасс, Нальчика, Владимира, Сухуми, Баку, Новомосковска, Ташкента, Тарту, короче со всех уголков нашей страны и почти со всех республик Союза. Причем, тогда на нашем истфаке было 10 человек на место — это очень высокий показатель по советским меркам, и в институт действительно попадали самые достойные.
Сейчас же, при существующем минимуме часов по основным предметам, без репетиторов ЕГЭ на высокий балл просто не сдать. Скажите, а в селе или провинциальном городе много семей могут позволить себе репетиторов при средней зарплате в 15-20 тыс. руб.? Все это в чистом виде брехня.
Медведевско-ливановский «социальный лифт» — это и есть самый настоящий источник коррупции и абсолютнейшая провокация. Это провокация по очень хорошо продуманной и срежиссированной социал-дарвинистской, а по сути фашистской, доктрине педологии, «вариативности» и деления детей на касты «избранных» и «всяких прочих шведов», за которой стоят такие зловещие фигуры, как Александр Асмолов, Лев Любимов, Анатолий Кспаржак, Ярослав Кузьминов, Любовь Абанькина, Исаак Калина и другие либерал-реформаторы от образования.
Вопрос: С появлением ЕГЭ подготовка к выпускному экзамену в школах начинается чуть ли не с пятого класса. Стали ли школьники от этого умнее?
Евгений Спицын: Что касается знаний – ой, не смешите. Ну, какие могут быть знания, при нынешнем количестве часов по основным предметам, при нынешних учебниках, извините, но даже при нынешнем качестве учительского корпуса? Я, безусловно, не говорю про всех учителей, среди них много достойных профессионалов своего дела, я говорю о той тенденции, которая в ближайшие 5-10 лет превратится в правило и окончательно разрушит нашу среднюю школу.
Смотрите, что происходит: уже в начальной школе с первого класса закладывается разрушение всего образования, поскольку многие дети учатся по «Букварю» Даниила Эльконина, Галины Цукерман и Елены Бугрименко («Просвещение»), который, как написано в его аннотации: «Отличается целостным подходом к процессу овладения чтением и письмом как РЕЧЕВЫМ действием, основанным на использовании звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте».
В результате дети сначала проходят звуки, а только потом буквы, и на вопрос учителя — назовите известное вам слово на букву «А» — пол-класса кричат «агурец»! А потом мы удивляемся тотальной безграмотности наших школьников и студентов. А ведь им это уже вбито на подсознательном уровне!
Помните, Иосиф Сталин в 1929 г. написал знаменитую статью «Год великого перелома», где заявил, что в «колхозном строительстве наступил год великого перелома», поскольку «в колхозы пошел середняк». Так вот, я очень боюсь, что через 3-4 года такой же «год великого перелома», но только со знаком минус, наступит в школе, когда туда массово хлынут современные «педагоги-болонки», обученные по болонской системе, уже разрушившей нашу высшую школу.
Скажите на милость, как можно профессионального историка, получившего диплом об окончании бакалавриата, назвать историком, если он даже не изучал курсы археологии и историографии? А ведь, историография, которую нам на четвертом курсе читал знаменитый профессор Николай Иванович Павленко, которому, кстати сказать, идет уже 100-й год, это «святая святых» профессионального историка, это «высшая математика» истории, это то, что отличает настоящего историка от разного рода «любителей истории» и «фолк-историков», которых сейчас пруд пруди. А ведь именно их подделками наводнен современный рынок исторической литературы, и многие учителя истории уже сами не могут разобраться «ху ис ху». А что же тогда ждать от учеников.
Поэтому у нас сейчас в ходу всякие фальшивые «теории» о предателе Александре Невском, о «секретных протоколах» Гитлера и Сталина, которые в глаза никто не видел и так далее. На Украине подобного рода литература и учебники уже сделали свое грязное дело и зомбировали целое поколение тамошних свидомитов.
Вопрос: За все время существования ЕГЭ страну накрыла волна самоубийств школьников якобы на почве переживаний о ЕГЭ. С чем это связано?
Евгений Спицын: Любой экзамен для любого адекватного и ответственного человека – это стресс, тем более для детей с неустоявшейся психикой. И раньше у детей в период сдачи экзаменов случались нервные стрессы, но все же они были единичны, поскольку сама сдача экзаменов носила более щадящий, «человечный» характер, никакого «апокалипсиса» не было.
Сейчас же нервный стресс и психическое расстройство стали верным спутником ЕГЭ, поскольку детям постоянно внушается мысль вроде: «не сдашь ЕГЭ – пиши пропало, не будет аттестата, пойдешь в армию или на панель, не будешь успешен, превратишься в люмпена» и тому подобный бред.
А результат трагичен – количество самоубийств на почве нервных стрессов, связанных с ЕГЭ, просто катастрофично.
Я полностью согласен с тем, что сама система сдачи ЕГЭ провоцирует нервные срывы, психозы и самоубийства. Но, сама система капитализма провоцирует весь этот кошмар, это общество живет по англосаксонским законам Адама Смита и Чарлза Дарвина – «человек человеку волк» и «выживает сильнейший». Ведь в свое время были сделаны целые научные исследования, которые со всей очевидностью показали, что за прошлый 20 век во всем мире было несколько «суицидальных волн» — в 1900-х гг., когда мир вступил в эпоху империализма, в 1920-1930-х гг. – в эпоху так называемой «Великой депрессии», в 1970-х гг. – в период двух «нефтяных шоков», в 1990-х гг. – в период краха социалистической системы и так далее.
Вопрос: Так, может быть, пора вернуться к прежней системе образования, раз ЕГЭ не оправдал ожиданий и даже навредил обществу?
Евгений Спицын: Да и только да! Советская система, при всех ее изъянах, была все же системой, а не набором каких-то идиотских технологий, не связанных между собой псевдоучебных программ, набором антинаучных фактов, трактовок и так далее. В советской системе, во-первых, были прекрасные учебники, написанные самыми авторитетными учеными, например, академиком Борисом Рыбаковым по истории или академиком Андреем Колмогоровым по алгебре и геометрии. По этим учебникам любой школьник сам мог пройти курс обучения и сдать спокойно экзамен, не прибегая к помощи учителя.
Во-вторых, в советской системе существовало единство образовательного процесса на всей огромной территории Советского Союза, и я хорошо помню, что к нам в класс довольно часто посреди учебного года приходили дети военных летчиков, которые приезжали учиться в Военно-Воздушную Академию им. Ю.А.Гагарина. Они спокойно входили в учебный процесс и ничем не отличались от нас, москвичей.
В-третьих, уровень подготовки советских учителей был выше всяких похвал. Это не значит, что среди них не было дураков или неучей, но в общей своей массе это были не просто учителя-предметники, а ПРОСВЕЩЕНЦЫ, с очень хорошей общей подготовкой, настоящая элита страны, соль земли, которые были в состоянии передать своим ученикам «мудрость поколений» и так далее.
Наконец, в советской системе был очень разумный набор обязательных школьных предметов с четко выверенной программой и достаточным количеством часов по ним, что позволяло на выходе получить в целом образованного человека, а не носителя каких-то псевдонаучных отрывочных знаний. В общем, на эту тему можно много говорить.
А на счет вернуться к советской системе – да и только да! И выдумывать ничего не надо, все давно и хорошо известно, и принесло свои прекрасные плоды. Хотя, безусловно, в советскую систему нужно инкорпорировать современные методики преподавания, которые доказали свою эффективность, и те компьютерные технологии, которые облегчают учебный процесс, делают его интереснее и насыщеннее.