Прокуратура Республики Крым привлекает к дисциплинарной ответственности руководителя Феодосийского подразделения Федеральной миграционной службы. Причина – организационный бардак, безделье и хамство персонала, огромные и практически недвижимые очереди. Срок выдачи паспортов и предоставления других госуслуг превышен здесь более чем на два месяца.
Впрочем, то же самое творится в отделах УФМС по всему Крыму. Сомнительные прелести общения с сотрудниками Федеральной миграционной службы пришлось испытать на себе не только коренным крымчанам, но и многочисленным беженцам из воюющей Новороссии.
Дайте паспорт — мы свои!
О том, как получали на полуострове российские паспорта, можно рассказывать до бесконечности. Руководство российской ФМС уверяло, что процесс получения паспортов будет прост и не займёт много времени. Как бы не так: многотысячные очереди за получением главного гражданского документа выстроились по всем городам и весям автономии.
Люди занимали очередь с вечера, а на приём попадали в лучшем случае по 20-30 человек. Отмечались неделями, потом месяцами. Тут же возник и «левый» бизнес: в учреждениях и организациях появлялись посредники, предлагавшие сдать документы на получение паспортов всему коллективу. Такса: по 100-300 рублей за «голову».
Чтобы не простаивать рабочее время в очередях, крымчане повально соглашались. Кстати, на получение уже готовых документов очереди были несколько меньше — в них приходилось выстаивать всего-то сутки.
Но проблемы подстерегали и тех, кто стал почти обладателем вожделенного российского паспорта. В записях оказалось огромное количество ошибок, многие из которых новые российские граждане обнаружили уже дома. Среди самых «популярных»: неверное написание имени или фамилии, неправильная прописка. Отсутствовали необходимые отметки о наличии детей, о заключении брака. Порой даже неверно указывался пол обладателя паспорта!
Очереди на исправление ошибок оказывались чуть ли не больше, нежели очереди за самим получением российского паспорта. Как раз таких жалобщиков сотрудники ФМС, «озверевшие» от наплыва граждан, очень сильно не любят.
Зоя Коваленко из Симферополя была очень рада, когда получила паспорт гражданина РФ ровно через месяц после сдачи документов. Плюс в очереди на получение отстояла почти неделю. Но это мелочи по сравнению с тем, что паспорт оказался с явными ошибками.
На сообщение об ошибках работники миграционной службы Симферополя отреагировали гневно, словно женщина сама их сделала. «Переделывали» документ ещё пару месяцев. Десять раз (!) женщине отвечали, что паспорт ещё не готов. В одиннадцатый Зоя лично отправилась к начальнику отделения ФМС. Начальник даёт распоряжение найти паспорт. Как оказалось, в среднем за день здесь терялось по семь паспортов. И вот после тщательных поисков документ находят… в утиле. Там он, оказалось, провалялся более двух месяцев!
Подобных историй масса, о каждой не расскажешь. В УФМС России по Республике Крым подтвердили, что к ним поступает множество жалоб на работу сотрудников миграционной службы. Так, в период самого большого наплыва клиентов на получение паспортов, Яна Смолова, помощник руководителя УФМС России по РК уверяла: «На данный момент ошибки исправляются вне очереди и работники стараются это делать в кратчайшие сроки. Оформление паспортов происходит уже в самих подразделениях, раньше, когда это всё оформлялось в паспортных центрах, куда территориальные подразделения отвозили документы, этот процесс происходил дольше».
По её словам, согласно административному регламенту, срок изготовления паспорта составляет 10 рабочих дней. И на исправление ошибки тоже отводится не более 10 дней. Правда, чиновница пожаловалась, что крымским сотрудникам УФМС «пока ещё приходится сложно, так как их в штате всего чуть более 200 человек, остальные были прикомандированы из других регионов РФ и уже уехали».
Позже возникали другие проблемы — то сотрудники ФМС придумывали какие-то новые справки, которые им «необходимо» предоставить, то ставили вопрос о прописке и гражданстве несовершеннолетних детей. Кстати, поначалу даже «пошлину» требовали, по 200 рублей с носа, пока не выяснилось, что эта услуга для крымчан бесплатна.
Однако вернёмся к детям: в отделениях УФМС в обязательном порядке требуют нотариально заверенный перевод на русский язык прежнего украинского свидетельства о рождении ребёнка. Услуги переводчика и нотариуса при этом стоят от 600 до 1000 рублей. Хотя каждый крымчанин мог бы и сам перевести на русский язык метрические данные своего ребёнка. К тому же в Республике Крым русский язык и украинская мова обладают одинаковым государственным статусом.
Но чиновники не позволяют, требуя перевод из официальной переводческой конторы. При отсутствии такого документа они отказываются даже вписывать детей в паспорта родителей — мол, не положено.
«Бесплатно» кончилось — дальше за деньги
На днях начальник крымского управления Федеральной миграционной службы Пётр Ярош заявил, что выдача паспортов РФ жителям Крыма полностью завершена. И даже похвалился: «Процесс, который в обычном режиме занял бы не менее пяти лет, занял менее 9 месяцев, свыше 1,56 миллиона паспортов граждан РФ оформлено в Республике Крым. Задача выполнена, мы с ней справились».
Кого и зачем вводит в заблуждение г-н Ярош? На самом деле десятки тысяч ещё «беспаспортных» жителей Крыма ждут решения своей судьбы в крымских судах.
Работники судов тоже не слишком торопятся рассматривать дела о признании гражданства РФ. Мол, приходится разбирать слишком сложные истории: чаще всего, люди не были прописаны в Крыму, но жили на полуострове многие годы и сейчас пытаются это доказать. А ещё «недополучивших» паспорта крымчан волнует вопрос: если после решения судов сотрудники ФМС не успеют оформить им паспорта — что будет с получением пенсий, пособий, медицинским обслуживанием для них после 1 января 2015 года? Ответа никто не даёт…
Как известно, с окончанием переходного периода, то есть с 1 января 2015 года получение паспорта гражданина РФ будет облагаться пошлиной. Также придётся платить за временное разрешение на проживания на полуострове.
Если в Симферополе успели отрапортовать о почти повальной паспортизации, то талоны на приём в ФМС Севастополя расписаны до июня 2015 года — своей очереди для оформления документов ждут более девяти тысяч севастопольцев. Руководство миграционной службы города-героя решило с 1 января почти в два раза увеличить количество своих сотрудников, а для приёма по вопросам гражданства теперь отведено не два, а три дня в неделю. Замначальника местной ФМС Руслан Кожухов уточнил, что на сегодняшний день выдано более 306-ти тысяч паспортов, проводится временная и постоянная регистрация жителей Севастополя. А ещё своё право на российское гражданство в городских судах доказывают около шести тысяч человек.
Некуда бежать
Проблема пребывания на территории полуострова беженцев с украинского Юго-Востока руководство УФМС, похоже, вообще не волнует. Чиновники миграционной службы «сдали» этих обездоленных людей одними из первых.
Напомним, основной поток граждан, покинувших территорию Новороссии из-за военных действий, пришёлся на лето 2014 года. В Крыму пришлось срочно разворачивать лагеря для приёма беженцев. Чтобы определить свой статус на российской территории, беженцы Донбасса хлынули на приём в ФМС. А там их, вроде как, и не ждали, хотя в официальных заявлениях обещали помочь.
Огромные очереди стояли за справкой, благодаря которой беженец мог находиться на крымской территории до трёх месяцев. Как поясняла представитель УФМС России по Республике Крым Яна Смолова, никаких преференций по данной справке получить невозможно. Её наличие говорит лишь о том, что документы приняли на рассмотрение, чтобы проверить беженца по всем доступным базам данных и определить его дальнейший статус.
Яна Смолова, помощник руководителя УФМС России в РК:
«Все, кто подал документы, получат временное убежище, за исключением только тех, кто по какой-либо причине беженцем не является».
Как рассказала чиновница, настоящие беженцы смогут получить временное убежище, то есть некий гуманитарный статус. Обозначен он в свидетельстве, которое, по её же словам, выдаётся на год, но с правом продления. Благодаря такому документу беженцу можно жить на территории Крыма, устраиваться официально на работу, водить детей в школу и детсад, получать медицинские услуги.
Увы, как выяснилось, о таком свидетельстве практически никто из беженцев не знал. В миграционных службах на местах эту информацию утаивают. Наоборот, людям твердили, что им путь — только на материковую Россию. Представитель УФМС заверяла, что подобных свидетельств в Крыму выдано около тысячи, а вот общественники, вплотную занимающиеся проблемами беженцев, эту информацию опровергли. По их данным, временное убежище на полуострове получила лишь ОДНА девушка, которой срочно надо было выехать в Москву. И то ни о каком официальном документе речь не шла — ей на обычной справке просто наставили несколько печатей. Якобы, не нашли специальных бланков.
Что касается беженцев-пенсионеров, то для получения выплат в Крыму, как заявляли в Пенсионном фонде РК, им необходимо зарегистрироваться на территории полуострова. И, по словам всё той же Яны Смоловой, такая регистрация обязательно отражается в свидетельстве о временном убежище. То есть, выходит, если получить в миграционной службе свидетельство, то можно спокойно получать пенсию в Крыму? Но…
Прямо ответить на этот вопрос не смогли ни в УФМС, ни в Пенсионном фонде. Но каждые три месяца пребывания жителей Новороссии на полуострове сотрудники ФМС требуют продлять разрешение на пребывание в Крыму. А получить вид на жительство для пенсионеров Донбасса вообще является неразрешимой проблемой.
И негде оставаться…
Сегодня на территории Крыма уже не осталось лагерей для приёма беженцев. Из санаториев и домов отдыха все они были выселены к концу лета, большинство отправили на материковую Россию в довольно отдалённые регионы, вплоть до Сахалина и Камчатки.
Впрочем, оказалось, что ждали их далеко не везде — ни работы, ни места жительства, ни каких-либо пособий во многих регионах не предлагали.
Оставшиеся в Крыму свой статус не могут установить по сей день — полуостров вошёл в число регионов, куда беженцев не приглашают вообще. И главное, беженцы с Юго-Востока могут рассчитывать только на временное убежище. Официальный статус беженца им априори не положен. Ведь по законодательству РФ беженец — это человек, которого преследуют по расовым, религиозным или политическим убеждениям. А граждане Украины просто уезжали из зоны боевых действий…
На сочувствие со стороны всевозможных общественных и правозащитных организаций беженцам из Новороссии также рассчитывать не приходится: наших правозащитников волнуют исключительно проблемы крымских татар. Вот прошло в СМИ обобщение о том, что за нарушение миграционного законодательства РФ с территории Крыма могут выселить 4 тысячи новоприбывших крымских татар. На информацию моментально и бурно отреагировал председатель Госкомитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Заур Смирнов. Он заявил: «Есть чёткая позиция Сергея Валерьевича Аксенова, главы Крыма, и руководителей республики: никто никого из Крыма депортировать не будет».
Заур Смирнов уверен, что власти найдут «правовые формы, при которых мы обеспечим законное пребывание репрессированных граждан на территории Республики Крым». Выходит, против беженцев с Донбасса никто никаких репрессий не применял, а значит, и никаких миграционных льгот им не положено?
Иван Сапрыкин