Слово эксперту: почему вертолеты украинской армии так часто удается сбить ополченцам?

За два месяца сбито 6 вертолетов. Шесть потерянных вертушек, 10 погибших летчиков, более 100 млн долларов убытков для бюджета. И это всего лишь за два месяца проведения АТО. Кто же виноват в этих потерях? Неопытные пилоты, некомпетентное руководство или против армейцев на востоке страны воюют не просто ополченцы, а настоящие Рэмбо с ультрасовременным оружием?

Вместе с экспертами мы попытались разобраться в этом вопросе.

Сбили сразу после взлета

Трагедия, которая произошла в четверг над Славянском, потрясла не только армию, но и простых украинцев. Вертолет Ми-8 с бойцами Нацгвардии и милиции, который должен был доставить бойцов домой, был сбит сразу же после взлета. Ракета угодила точно в цель. От взрыва у вертолета вырвало винтовую часть, а сама вертушка, словно камень, рухнула на землю. 12 человек погибли, одному удалось спастись только чудом.

Месяцем ранее над Славянском были подбиты две штурмовые вертушки Ми-24, а также транспортник Ми-8. Еще один грузовой вертолет взорвался на аэродроме Краматорска, а в небе над этим городом поразили боевой Ми-24.

— В таких ситуациях даже транспортные вертушки оборудуются тепловыми ловушками, которые отводят ракетные удары, — говорит бывший миротворец Сергей Петров. — В сбитой машине не было ничего. Кроме того, в вертолете должен быть наблюдатель, который осматривает территорию в бинокль. В случае хлопка он дает команду пилотам, которые начинают маневрирование и выбрасывают ловушки. Пока вертолет не выйдет из опасной зоны, его обязаны сопровождать боевые машины, которые облетают территорию и прикрывают транспортники своими ловушками и вооружением.

За два месяца АТО подбиты шесть украинских вертолетов. Фото: REUTERS

По словам Сергея, выстрел из ПЗРК был произведен практически сразу после взлета. Возникает вопрос: почему эта территория была не защищена по периметру?
— Есть правило: для безопасного взлета зона в 3-4 км должна быть полностью зачищена от противника, — продолжает Сергей. — Мы же видим, что противник может подойти к аэродрому чуть ли не вплотную.

Дорого, но эффективно

Еще один наш собеседник, пилот Ми-24 Геннадий Карпенко, не раз воевал в Либерии, бывал в Косово. По словам офицера, летчики, которые участвуют в АТО, еще не понимают, что на самом деле происходит на востоке.

— Яркий пример — сбитые Ми-24 под Славянском. Эти штурмовые машины очень мощное и грозное оружие, которое не так и просто поразить, — говорит Геннадий Карпенко. — За счет своей огромной скорости и феноменальной маневренности вертушки могут увернуться от ракетной атаки даже без ловушек. В момент, когда вертолет сбивали, он висел над опасной зоной. Но это недопустимо. Я очень надеюсь, в будущем пилот и армейцы будут относиться к этому вопросу более серьезно.

По словам Геннадия, во время облета территории в горячих точках приходилось постоянно выстреливать ловушки. Дорого, зато безопасно.

— Был случай, когда приходилось выводить из опасной зоны два транспортных вертолета. Мы знали, что на земле есть люди со «Стингерами», — продолжает Геннадий. — Пришлось делать тепловой коридор из ловушек. Две вертушки беспрерывно выстреливали тепловые снаряды, а уже за ними шли транспортные машины. Стрелять из «Стингеров» было бесполезно, шансы попасть у ракеты в цель слишком малые.

Геннадий уверен, на востоке о таких секретах или не знают, или же экономят.

КСТАТИ

Из чего могут сбивать вертолеты
Переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла»
Переносной зенитно-ракетный комплекс «Стингер»
Зенитная установка
Крупнокалиберная винтовка
Станковой крупнокалиберный пулемет
ЗУ-23 — 23-миллиметровая спаренная зенитная установка