Обстоятельства прекращения «антитеррористических» действий

Даже если исключить ряд сообщений в последние дни и даже часы о череде мятежей в ВСУ, причем некоторые сообщения говорят уже о прямых боевых столкновениях между армейскими частями и бандгруппами СБУ/»Правого сектора», то очевидно, что сколоченная с огромным трудом «антитеррористическая» группировка неспособна решить задачу взятия под контроль крупного по любым меркам города Славянск.

Неспособна по двум ключевым причинам — во-первых, потому что не умеет этого делать. Ни боевики «Правого сектора», ни армия, ни спецподразделения никогда не учились брать укрепленный город. Налет на блок-пост и расстрел практически безоружных — всегда пожалуйста. Воевать в городе, когда от подразделений требуются слаженные действия между разными группами, совместные действия бронетехники, пехоты, артиллерии, авиации — современная Украина не имеет инструмента для подобной работы. Скорее всего, войдя на несколько сот метров в пригороды Славянска, «антитеррористы» утратили связь и координацию, на чем командование предпочло свернуть всю операцию от греха подальше.

Вторая причина — морально-волевые качества. Спецподразделения СБУ и МВД, имеющие хоть какую-то подготовку, никто в здравом уме не станет бросать в первой волне, да и не хватит их для правильного общевойскового боя даже в одном городском квартале. «Правый Сектор» откровенно играет в ролевые игры и по славной бандеровской привычке способен лишь на грабеж, мародерство и расстрелы. Поэтому в первой волне должна быть армия, которая воевать как раз и не хочет.

Соответственно, для спецподразделений СБУ, МВД и бандеровцев практически нет работы — они предназначены для зачистки и подавления одиночных очагов сопротивления. После того, как спецподразделения карателей сбили блок-посты, в бой должна была пойти именно армия — и судя по всему, именно этот этап оказался проваленным.

Руководитель восставших Пономарев заявил о том, что общая численность ополчения в Славянске составляет две с половиной тысячи человек. Этого, безусловно, мало для защиты города, кроме того, оборона Славянска, судя по всему, выстроена весьма и весьма упрощенно — создано лишь несколько укрепрайонов. Однако учитывая малочисленность ополчения, основной упор сделан на мобильные маневренные группы, которые должны постоянно атаковать продвигающихся по городу карателей. В итоге ополчение сегодня практически не было задействовано — отбить атаку карателей удалось теми силами, которые были расположены на самых первых рубежах. Каратели, войдя в город и столкнувшись с первым сопротивлением, оказались полностью неспособными к дальнейшему продвижению.

Все вместе говорит о том, что мы можем увидеть повторение сегодняшних попыток — но не более того. Взять Славянск имеющимися силами хунта не в состоянии. Других просто нет. Единственный вменяемый вариант — массированный обстрел узлов сопротивления из артиллерии, но для мобильной обороны, которая и не собирается оборонять каждый дом, как Сталинград, это как стрельба из пулемета по комариной стае.

Кроме того, применение артиллерии и авиации станет последним камнем, брошенным на хрупкие весы равновесия — Россия не сможет оставаться безучастной и будет вынуждена если не вводить войска, то наносить бомбово-штурмовой и артиллерийский удар по скоплению карателей. Что по сути, станет равнозначно вводу войск.

Видимо, все обстоятельства и вынуждают хунту начинать процесс прекращения АТО. Не факт, что операция будет отменена, не факт, что все собранные вокруг Славянска каратели подчинятся решению Киева, если оно будет принято — но в целом силовой вариант откровенно проваливается. Можно (и нужно) ожидать повторения атаки ночью — но по правде говоря, после того, как была продемонстрирована полная неспособность к согласованным действиям в дневное время суток, ожидать ночного нападения тем более нелепо — каратели перебьют друг друга быстрее, чем это сделают ополченцы.

Киевские СМИ делают взаимоисключающие сообщения — теперь активно проводится версия о том, что сегодняшние события — первый этап АТО, за ним последуют и другие. Хотя возможно, это как раз и есть попытка свернуть операцию, сохраняя остатки лица.

Так или иначе, ситуация продолжает оставаться, как это принято говорить, тревожной. Киев раз за разом демонстрирует полный отрыв от реальности, и сегодняшняя попытка — лишняя демонстрация этого.