Больше всех о российском вторжении на Украину, полагаю, сейчас мечтает Юлия Тимошенко. Могу, конечно, ошибаться на счет Юлии Владимировны, но в любом случае срыв выборов 25 мая — это ее последний шанс сохраниться в украинской политике хотя бы в более-менее обозримой перспективе.
Незадолго до окончания этапа официального выдвижения кандидатов в президенты, 26 марта, были обнародованы данные социологического опроса, проведенного совместно сразу четырьмя социологическими фирмами — СОЦИСом, КМИСом, Рейтингом и Центром им. Разумкова. Для лидера ВО «Батькивщина» эти данные оказались весьма удручающими: Петра Порошенко на президентских выборах выразили готовность поддержать 24,9% опрошенных, Виталия Кличко — 8,9%, Юлию Тимошенко — 8,2%, Сергея Тигипко — 7,3%.
Стартовая позиция Юлии Тимошенко крайне слабая — трехкратное отставание от лидера гонки.
Но эта позиция ослабла еще больше спустя три дня, когда 29 марта Виталий Кличко объявил о том, что снимается с президентских выборов в пользу Петра Порошенко. Будем говорить прямо: шансы победить на президентских выборах 25 мая у Тимошенко практически нулевые.
Буквально сразу вслед за объявлением об образовании тандема Порошенко-Кличко — и все это на фоне застывших на месте низких рейтингов Тимошенко — в партии «Батькивщина» появились первые беглецы. 2 апреля о своем выходе из партии объявил Николай Томенко, объяснив это так: «Учитывая то, что партия „Батькивщина“ реализовала свои главные цели — стала полноценной партией власти, а также добилась освобождения Юлии Тимошенко — считаю возможным выйти из состава партии. Внепартийный статус даст возможность мне активнее сконцентрироваться на парламентской и общественной деятельности».
Мягко говоря, странное объяснение мотивов покинуть партию власти. Что мешает Николаю Владимировичу «сконцентрироваться на парламентской и общественной деятельности», будучи в рядах «Батькивщины»? Казалось бы наоборот — если политсила, в которой он состоял с ноября 2005-го, стала партией власти, то именно в этот момент открываются широкие возможности для самореализации. Или г-н Томенко понял, что «Батькивщина» — это калиф на час? Иначе говоря, статус партии власти окажется не долог? А потому и предпочел освободиться от уз «Батькивщины» — дабы впоследствии (например, в ходе будущих парламентских выборов) примкнуть к более перспективной политической силе?
3 апреля еще один нардеп — Михаил Хмиль — решил покинуть ряды партии «Батькивщина». Схожая ситуация в регионах, например, в тот же день, что и Томенко, из рядов «Батькивщины» вышел депутат Ровенского областного совета Михаил Кириллов…
Вообще-то из партии власти, тем более имеющей хорошие перспективы оставаться таковой в течение обозримого периода, бежать не принято. Обычно все происходит наоборот: в такую партию стоит очередь на вход. А из «Батькивщины» — на выход. Политики, а они на Украине склонны, что называется, держать нос по ветру, всегда чутки к вопросам политической конъюнктуры. И это неизменно было хорошим индикатором: перспективу любой политической силы всегда можно оценить по тому — наращиваются или же редеют ее ряды. У «Батькивщины» ныне наблюдается второе.
Неожиданные для себя сигналы получила Тимошенко из Европы. Ей практически прямым текстом дают понять, что нужно уходить из украинской политики. Глава немецкого бундестага Норберт Ламмерт публично раскритиковал планы Юлии Владимировны относительно президентского кресла: «она так же мало подходит для политического руководства Украиной, как и сброшенный с президентского поста Виктор Янукович».
Заметим, что г-н Ламмерт представляет в бундестаге Христианско-демократический союз, т.е. политическую силу Ангелы Меркель — нынешнего канцлера Германии. После тех многочисленных обменов любезностями между Меркель и Тимошенко времен заточения последней, активности германского руководства по вызволению украинского экс-премьера из тюрьмы — Юлия Владимировна, очевидно, рассчитывала на другую позицию Берлина.
2 апреля были обнародованы данные социологического опроса, проведенного по заказу влиятельного немецкого издания Stern. Как сообщала «Немецкая волна», только 20% опрошенных немцев, имеющих право голоса в Германии, считают, что Тимошенко можно доверять. Тогда как 64% респондентов заявили, что относятся к экс-премьеру Украины с предостережением.
С чего вдруг в Германии проводят соцопросы относительно уровня доверия к Юлии Тимошенко? Представим, что на Украине социологи вдруг решили бы выяснить, как граждане относятся к политику другой страны, к тому же, даже не являющемуся представителем власти. Очевидно, данный соцопрос по заказу издания Stern должен был стать еще одним сигналом — как самой Юлии Владимировне (мол, на поддержку ведущей страны ЕС ей рассчитывать не стоит), так и непосредственно политбомонду Германии: не следует идти вразрез с немецким общественным мнением, оказывая то или иное политическое содействие Тимошенко.
Итак, 25 мая — если не происходит ничего экстраординарного — Тимошенко может потерять все и отправляться на политическую пенсию. Ликвидировать стартовое отставание от Порошенко, тем более после того, как его поддержал Кличко — практически не реально. Добавим, что параллельно с президентской будет проходить кампания по выборам мэра столицы, в которой Виталий Кличко имеет наибольшие шансы. Учитывая, что Кличко и Порошенко ныне составляют политический тандем, мэрская кампания первого будет работать на президентскую кампанию второго, добавляя Петру Алексеевичу голоса от избирателей-киевлян.
Сегодня возглавляемая Тимошенко партия «Батькивщина» фактически имеет всю власть в стране: премьер-министр, глава ВР, он же и.о. президента, секретарь СНБО, руководитель МВД, целый ряд губернаторов… Даже не занимая официальных должностей, Юлия Владимировна имеет возможность «рулить» Украиной. Она дает указания, какие законы следует принимать в парламенте, иногда по-простецки заявляется на заседание СНБО (хотя не имеет на то законных оснований), создает какие-то штабы «спасения Украины от агрессии» и прочее.
Всего этого Тимошенко вмиг лишится после 25 мая. Новый президент — новая команда, в которой Юлия Владимировна со своими креатурами будут явно лишними. У Тимошенко никогда не было особой любви (в политическом смысле) ни с Порошенко, ни с Кличко. Плюс кредитная история Юлии Владимировны, склонной к интригам и «подсиживанию» партнеров.
Поэтому можно не сомневаться, что, придя к власти, группа Порошенко-Кличко будет делать все, что так и не доделал Виктор Янукович — устранять Тимошенко с политической арены Украины окончательно и бесповоротно.
К тому же имеется масса данных, что за тандемом Порошенко-Кличко стоит «заклятый друг» Тимошенко Дмитрий Фирташ. Как теперь выяснилось, при участии олигарха происходило объединение указанных политиков. Медиа-структуры Фирташа, прежде всего телеканал «Интер», всецело ориентированы на информационное сопровождение кампаний Порошенко и Кличко… Полагаю, не ошибусь, если заявлю, что одной из договоренностей в формате Фирташ-Порошенко-Кличко было превращение Тимошенко в политический труп.
После президентских выборов неизбежно встанет вопрос о перевыборах Верховной Рады. Эта тема и сейчас на слуху, при этом досрочные выборы парламента пользуются поддержкой в обществе. А новому президенту будет необходимо заручиться «своим» большинством в ВР. Это тем более важно в условиях действия Конституции 2004 года, при которой кандидатуру премьера и персональный состав Кабмина, за исключением глав МО и МИД, определяет парламентская коалиция.
Кроме того, у победителя будет большой соблазн воспользоваться благоприятной электоральной ситуацией (президентский рейтинг потянет вверх и рейтинг стоящей за ним политической силы), чтобы переформатировать Верховную Раду в своих интересах. И хорошо если на этих досрочных выборах в ВР возглавляемая Тимошенко партия получит хотя бы половину от ныне имеющегося числа депутатских мандатов.
Что делать Юлии Владимировне в данной крайне негативной для нее ситуации и при столь, мягко говоря, неблагоприятных политических перспективах?
Конечно, можно было бы предположить нечто фантастическое: за несколько лет пребывания в тюрьме Тимошенко переосмыслила свои поступки из прошлой жизни (благо, свободного времени было более чем достаточно), кардинально изменилась, умерила амбиции и, главное, отказалась от исповедования принципа «цель оправдывает средства» (где под целью предполагается власть — любой ценой). Но, прямо скажем, верится в это с трудом.
Если же Юлия Владимировна и теперь — это «та самая» Тимошенко, modus operandi (т.е. способ действий) которой всем хорошо известен, то от нее следует ожидать «сюрпризов». Как недавно заявил в интервью «Главкому» ее соратник Юрий Луценко, «мне кажется, что Юля удивит еще многих из нас». Действительно, она это умеет. Удивит — мало не покажется никому.
Вспомним, как Тимошенко «удивляла» в прошлом. В 2005-м, не успев войти во власть, она занялась подрывом позиций своих политических соратников, прежде всего — тогдашнего президента Ющенко. Она-то «всего-навсего» была премьером, а хотелось большего.
К сентябрю 2005-го был организован так называемый коррупционный скандал, мишенями которого стало ближайшее президентское окружение (с легкой руки Тимошенко получившее наименование «люби друзи»), в том числе и Петр Порошенко. Петра Алексеевича тогда так усердно, как говорят, вываляли в грязи, что несколько лет не мог отмыться — на досрочных парламентских выборах 2007-го его не включила в свой список ни одна партия (побоялись шлейфа от «коррупционного скандала», несмотря даже на финансовые и медийные возможности Порошенко)!
Осенью 2005-го вообще чуть было не дошло до отстранения Ющенко от власти — такая возможность обсуждалась на ночной сходке, организованной Тимошенко на одной из дач под Киевом (заговорщиков «сдал» тогдашний глава МО Анатолий Гриценко).
Пролетев мимо премьерского кресла по итогам парламентских выборов 2006-го, Тимошенко выступила инициатором-модератором неконституционного разгона Верховной Рады и внеочередных выборов в ВР 2007-го.
Наконец, вспомним и 2010-й год. Проиграв во втором туре президентских выборов Виктору Януковичу, Юлия Владимировна отказалась признавать результаты голосования и предприняла попытку организовать нечто вроде «оранжевой революции-2». Правда, не удачно.
То есть в прошлом Тимошенко неоднократно демонстрировала, во-первых, безудержную тягу к власти, во-вторых, готовность идти к этой своей цели, не разбирая средств и методов. А ныне времена постмайданные, «военно-революционные», радикализм в моде. Соответственно, если Тимошенко решит, как сказал Луценко, «удивлять», то, очевидно, будет делать это весьма радикально.
Единственный способ для нее побороться за власть в нынешних обстоятельствах — это сорвать выборы главы государства, назначенные на 25 мая. Ибо ни к президентским, ни к парламентским выборам (назначение которых высоко вероятно по окончании президентской гонки) Юлия Владимировна сейчас не готова.
Не факт, конечно, что будет готова через полгода-год, но останутся хотя бы шансы. К тому же сохранение имеющегося властного расклада («свой» спикер — и.о. президента Турчинов, «свой» премьер — Яценюк, «свой» глава МВД — Аваков и так далее и тому подобное) — это удержание админресурса в руках «ее» команды. В свою очередь админресурс в украинских условиях всегда был весомым инструментом моделирования ситуации «под себя». То есть Тимошенко сейчас необходимо время. Но чтобы его выиграть, повторимся, нужно сорвать президентские выборы 25 мая.
Как это сделать — тоже понятно: или через введение чрезвычайного положения (в связи с какими-нибудь массовыми беспорядками, акциями гражданского противостояния, захватом стратегических объектов — например, АЭС) или через военный конфликт с Россией. Причем, последний не обязательно должна начать сама Россия (с другой стороны, РФ можно и спровоцировать на те или иные действия).
В последнее время дня не проходит, чтобы кто-нибудь не высказался на тему «срыва Россией президентских выборов 25 мая». Откровенно говоря, не совсем понятно — зачем Москве «срывать» эти выборы, если там и так не признают их легитимность, имея у себя законно избранного президента Украины Виктора Януковича.
Складывается впечатление, что украинской публике сознательно «скармливают» эти прогнозы-размышления экспертов/политологов/политиков о том, что выборов 25 мая может и не быть. Людей как бы приучают к мысли, что президентские выборы обязательно будут сорваны.
Вот вполне характерный сценарий, из числа регулярно ныне озвучиваемых: «Они могут начать военную агрессию — если начнется война, то какие выборы? Они могут начать делать разные провокации, они даже могут делать, инспирировать какие-то террористические акты, а возможно их и реализовывать. То есть, для них самое важное, чтобы 25-го мая Украина не получила легитимного президента», — заявил Тягнибок 3 апреля в эфире «5 канала».
Тягнибок под «они» имел в виду российские власти. А если не «они»? Если все то же самое — «война», «разные провокации», «какие-то террористические акты» — организует кто-то иной, из числа украинских сил, заинтересованных в срыве выборов, скажем — «Вона»?.. Хотя, конечно, будет очень удобно свалить все на Россию.