Картографическая война. Почему в «Яндексе» Крым то украинский, то российский

Картографическая война. Почему в «Яндексе» Крым то украинский, то российский

Сервис «Яндекс. Карты» обновил границы России, включив Крым в её состав и закрасив территорию от Керчи до Перекопского перешейка в один цвет с Российской Федерацией. Инфоповод был бы исчерпан, если бы не один нюанс: «Яндекс» решил учесть все политические взгляды и на своей карте для украинских пользователей оставил Крым в составе Украины.

Угодливые разработчики пошли ещё дальше и для тех стран, где присутствует «Яндекс», учли возможность видеть принадлежность Крыма согласно позиции их властей. «Если правительство признало законными результаты референдума о вхождении Крыма в состав России, то пользователи соответствующей страны будут видеть полуостров как часть РФ, если не признало — как часть Украины», — приводит «Интерфакс» комментарий представителей «Яндекса».

К слову, Абхазию и Южную Осетию Яндекс «рисует» как отдельные страны, а Косово включено в границы Сербии.

Пользователи из государств, где поисковик не представлен, к примеру, ЮАР или Аргентины, видят на «Яндекс. Картах» Крым в составе РФ. Географические парадоксы можно трактовать так, что «Яндекс» пытается усидеть на двух стульях: будучи российской компанией, меняет карты согласно государственной линии, но имея понятный бизнес-интерес на Украине, — для тамошних пользователей оставляет границы прежними.

Google, являясь американской транснациональной корпорацией, ожидаемо разделяет мнение Госдепа США по поводу Крыма и не собирается менять свои карты — полуостров по-прежнему остаётся частью Украины. В поисковике также выдаётся его прежняя принадлежность. Комментируя свою позицию, Google умалчивает объективную причину и ссылается на «картографические источники и стандарты международных организаций», но не уточняет, на какие именно.

А между тем подразделение Национального географического общества США (National Geographic Maps) уже заявило, что будет показывать на своих картах Крым частью России. Главный географ организации Хуан Хосе Вальдес подчеркнул, что цель карт — отражать реальный мир, а не представлять его в том свете, в каком его хотят его увидеть государственные структуры.

Google, напомним, уже прокололся с Курилами, подписав их южную часть одновременно по-японски и по-русски. Граница между государствами проходит по морю, обозначить её трудно и, таким образом, Курилы в версии Google оказались общими. Власти Японии, обвинив Google в некомпетентности, рекомендовали своим чиновникам и вузам не пользоваться картами этого поискового сервиса, а выбирать более грамотно составленные карты.

Самыми патриотичными оказались администраторы Mail.ru. При введении запроса «Крым» в поисковике выходит подсказка «Крым, Россия», аналогичная надпись появляется и в картах при уточнении принадлежности территории. Судя по резким реакциям властей Украины, выраженным в лозунге «кто не с нами, тот против нас» (они уже распорядились закрыть российские социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте», предложив взамен свою — WeUA), Mail.ru могут заблокировать и закрыть представительство компании на территории страны.

Началась путаница с маркированием новостей и в СМИ. Тэг «Крым. Украина» до сих пор встречается в изданиях, разделяющих украинскую позицию. Большинство же изданий не берёт в расчёт эмоции, а учитывает легитимно проведённый референдум и маркирует новости как «Крым. Россия». Американское информационное агентство Associated Press решило вопрос по-своему и изменило категорию для новостей из Крыма, не относя его ни к России, ни к Украине. Заместитель главного редактора Associated Press Том Кент, пояснил, что раз Украина больше не контролирует Крым, то информация агентства должна отражать реальную ситуацию: «Начиная с этой недели, мы используем название города и региона: Севастополь, Крым».

Референдум в Крыму добавил естественной науке географии мощную политическую составляющую. Теперь школьники стран Европы, США, Канады и других сочувствующих Майдану государств будут изучать предмет согласно позиции своего правительства.

Американское издательство Rand McNally, главный производитель учебников и атласов США, полностью ориентируется на позицию Госдепартамента, не собираясь перерисовывать границы.

Росреестр, официальный картограф России, пообещал создать новую карту страны с учётом присоединённых территорий в ближайшие 2–3 месяца. Это невиданно короткий срок: обычно выпуск топографических карт занимает от года до трёх, но в данном случае сотрудников Росреестра подгоняет срочный государственный заказ.

Перепечатывают карты в срочном порядке и коммерческие производители: появление новых атласов с Крымом в составе РФ, по мнению издателей, увеличит спрос на политические и географические карты во много раз. Главные покупатели — школы и вузы. К новому учебному году, обещают издатели, будут выпущены новые атласы, в которых появятся два новых субъекта РФ — Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Многие, правда, высказывают сомнения по поводу окончательности нынешних границ — Юго-Восток Украины в этом году может преподнести картографам новые сюрпризы.