Крыму дают на адаптацию 4-5 лет

Как рассказали в Совете Федерации РФ, расходы на Крым и Севастополь не превысят среднего значения для всех субъектов РФ, то есть 30-85 миллиардов рублей в год. А первоочередные расходы на восстановление инфраструктуры Крыма и Севастополя составят от 35 до 40 миллиардов рублей. Переходный период, в течение которого Крым должен окончательно адаптироваться, обозначен началом 2015 года. Вместе с тем, эксперты спорят, сколько на самом деле понадобится времени Крыму, чтобы стать полноценным субъектом России и какое место в составе страны его ждет. Об этом в интервью Накануне.RU рассказали первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов и первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев.

Вопрос: Сколько, по-Вашему, времени надо крымчанам, чтобы слиться с российскими регионами?

Сергей Катанандов: Для адаптации жизни уйдут годы. Пусть даже мы говорим, что эти люди жили в Советском Союзе, они все равно жили на Украине 60 лет, а это большой срок. Быть чисто российским регионом очень непросто, и уйдут годы, чтобы они уже почувствовали себя настоящими россиянами. Что касается первоочередных мер, то говорить дальше, чем на два года вперед, нельзя. В следующий год регион войдет уже с 100% адаптацией к российской действительности – с новым бюджетом, с новой правоохранительной системой, с новой судебной системой и с новыми финансами. А дальше многое будет зависеть от того, как правительство Крыма сформирует свое видение развития. При всем уважении, если не будет инициативы от крымских предпринимателей, от наших структур бизнеса, трудно представить, что те или иные заводы восстановятся. У нас же уйма заводов на территории России закрылась, и причина известна – они оказались не конкурентноспособными. Так и в Крыму не будет заводов, которые кто-то будет искусственно дотировать.  Что касается государственного сектора, то я думаю, что следующий год будет переломным, и он позволит Крыму функционировать в наших условиях. Так что, 2016 год – это начало жизни всей обновленной России.

Вопрос: Необходимо развивать все сферы разом или поочередно?

Сергей Катанандов: У Крыма появится программа сродни Калининграду или Дальнему Востоку. Конечно же, инициатива должна исходить от крымских властей и от властей города Севастополя, потому что это город федеральный – у него свои возможности. Для работы с этим есть специальные люди и научные центры.
Вообще, мы же не ожидали, что перед нами встанет такая ситуация. Сегодня мы все, вместе с крымчанами, вырабатываем дальнейшую тактику – как быть дальше? Если нам удастся сохранить в Крыму тот актив, который сейчас есть, если удастся сохранить людей, которые горят новой жизнью в России и помочь им, то, слава богу.

Вопрос: Какое развитие Крыма наиболее вероятно – как сельскохозяйственного региона или туристического?

Сергей Катанандов: Советский опыт говорит о том, что Крым – это особый регион с особым статусом. У нас их было два – Сочи и Крым. Очевидно, этот статус у полуострова и останется. Словом «Крым» все будет сказано – это и виноград, это и «Массандра», это и промышленность, и Симферополь со своими центрами машиностроения. В любом случае, Крым для наших людей всегда будет югом, раем, или это будет «край, напоминающий рай», как говорили в мою молодость.

В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев в интервьюНакануне.RU отметил, что, если Крым будет развиваться только как туристический регион, тогда будет потеряна возможность восстановить промышленную и аграрную систему полуострова.

Владимир Гутенев: Я очень надеюсь, что не только сервисные и туристические услуги будут доминировать в Крыму. Услуги формируют заказ на профподготовку, и если регион будет только сервисный, мы не увидим расцвета вузов и университетов по научным и научно-техническим профессиям. Крым всегда был достаточно интеллектуально развитой территорией, может быть, во многом благодаря весомому присутствию оборонного комплекса вооруженных сил. И в связи с этим, мне кажется, что перспективы у Крыма такие: аграрный сектор будет составлять около 25%, промышленность – 35-40%, а остальное – это рекреация, туризм, бальнеологические курорты. И, конечно, более фрагментированные сектора экономики, которые также могут развиваться — это зеленая энергетика, научно-исследовательские области и т.д. Но целиком сводить потенциал Крыма только к рекреации было бы неправильно.

Вопрос: Вы сказали об образовании. Если вспомнить, наши преподаватели и ученики обучались, чтобы сдавать ЕГЭ. Что будет с крымским образованием?

Владимир Гутенев: Сейчас более острым вопросом будет судьба тех крымчан, которые учатся в вузах на территории Украины. Они могут быть выдавлены из периметра бюджетного украинского образования. Поэтому Минобрануки необходимо предусмотреть возможность тех крымских граждан, которые примут российское гражданство, а сами учатся на территории Украины, обеспечить бюджетными местами для завершения образования в близлежащих регионах Российской Федерации – в Ростовской области и Краснодарском крае. Второй очень важный вопрос – вопрос унификации образовательных и профессиональных стандартов. Нужно учесть, что наша система от ЕГЭ медленно дрейфует в сторону классических экзаменов. Речь идет о написании сочинений, кроме того, я выступаю активно на всех площадках для того, чтобы физика стала обязательным экзаменом ЕГЭ. С ней катастрофическая ситуация – в прошлом году лишь 7,2% выпускников сдавали физику, а в этом еще меньше. Мы понимаем, что физика – это очень важный предмет для естественно -научного, инженерного блока знаний, и лишь только они способны формировать экономику с высокодоходными рабочими местами, с высокой компетенции, что нужно не только Крыму, но и всей России. Таким образом, интегрируясь в российскую систему образования, с точки зрения методических подходов, крымским педагогам придется пройти определенный путь. Но я не вижу в этом особой критичности, потому что система образования и система науки Украины была достаточно продвинута в период Советского Союза. Об этом говорит развитие космонавтики, двигателестроения, судостроения. Поэтому мне кажется, что проблемы адаптации под российскую систему образования займут максимум полтора-два года.

Вопрос: Сколько, по-Вашему, займет полная адаптация Крыма под российские законы?

Владимир Гутенев: С учетом готовности специальных отношений и специального внимания со стороны правительства РФ к госорганам Крыма, я думаю, что этот процесс адаптации через полтора-два года будет восприниматься уже не так остро, а полностью завершится через 4-5 лет.

Вопрос: А с чего начать стоит?

Владимир Гутенев: Невозможно начать с чего-то одного. Для того, чтобы конкурентоспособность промышленности была высока, невозможно закупать только технологическое оборудование, не занимаясь перспективными исследованиями и не готовя квалифицированные кадры. Точно так же, если мы будем готовить квалифицированные кадры, но не будет конкурентоспособной экономики, эти кадры будут востребованы за рубежом, и будут интеллектуальным сырьем для других экономик. Точно так же дело обстоит и с адаптацией Крыма как субъекта Российской Федерации – невозможно заниматься чем-то одним. Каждая из служб на своем уровне и по своей специфике должны приложить максимальные усилия. То есть паспорта надо менять максимально быстро, законы надо максимально быстро унифицировать, федеральную службу Технадзора, Росприроднадзора соответственно. То есть везде надо не в два прыжка, а в один широкий шаг преодолеть тот небольшой ров, который есть. Условно говоря, нас разделяет лишь пять километров по Керченскому проливу, а не десятки и сотни километров. Точно так же в ментальности и системе управления у нас совсем небольшой разрыв, который в один прыжок преодолеть можно.