Несостоявшаяся Крымская война 2014

Вчера «УкропоПравда» опубликовала «показания» начальника генерального штаба Руины Виктор Муженко о том, как он предложил политическому руководству киевской хунты план операции по удержанию за собой Крыма. План был отвергнут, что по его мнению и стало главной причиной потери полуострова.

Предлагаю рассмотреть этот план. Насколько он был реалистичен в тех условиях, и к каким результатам он мог привести, если бы был дан приказ на переброску украинских войск с материка на полуостров…

Прикрытие развертывания

По словам Муженко план был, будучи утвержденным в Генштабе, представлен высшему руководству в Киеве вечером 1 марта 2014 года. На тот момент, по словам генерала уже были отданы директивы на переброску войск и погрузку десанта в самолеты. Все ждали лишь, кто примет политическое решение…

План состоял в следующем. Понимая, что район Севастополя удержать уже не удастся, предлагалось сосредоточить все наличные военные силы между Симферополем и Феодосией. Опорным пунктом на западе должна была стать военная база в районе с. Перевального и с. Заречного (3), куда к тому моменту были стянуты основные силы 36-ой бригады морской пехоты ВМС хунты (два батальона, в т.ч. танковый). Еще один батальон бригады должен был прикрывать развертывание основной группировки ВСУ со стороны Феодосии (2). Со стороны Керчи (1) его должен был прикрыть оттянутый на Керченский перешеек из города отдельный 501-ый батальон морской пехоты ВМС Руины. Итого на вечер 1 марта 2014 года в Крыму у хунты было четыре батальона, два из которых дислоцировались в с. Перевальном, и по одному в Феодосии и Керчи. По команде, два последних подразделения должны были оттянуться из пунктов постоянной дислокации, чтобы прикрыть операцию развертывания частей СВ хунты в восточной части полуострова.

Развертывание основных сил

В ночь на 2 марта 2014 года под прикрытием сил 36 бригады морской пехоты ВМС хунты на аэродром Кировский в районе Старого Крыма (6) должны были выгрузиться основные силы 95-ой аэромогильной бригады (три батальона без техники), которые, по видимому, должны были одним батальоном обеспечить карательную операцию с юга, перекрыв дорогу с Судака, а при случае первоначального успеха занять его. Два других батальона, должны были развивать наступление на Симферополь с востока и Джанкой, чтобы обеспечить с юга операции в районе Перекопа и Чонгара.

К Перекопу боевым порядком выдвигался батальон 79-ой аэромогильной бригады (5), а Чонгару батальон 25-ой десантной бригады (4), которые в случае успеха высадки десанта в районе Старого Крыма 95-ой должны были соответственно идти на Евпаторию и Симферополь, через Джанкой.

Следом за десантниками на Кировский перебрасывались 15-го горно-пехотный батальон 128-ой бригады, главной задачей которого было оседлание Ангарского перевала и прикрытие операций основных сил против Севастополя с юга. Далее через Арабатскую стрелку на полуостров вводилась тяжелая техника 95-ой бригады.

С передачей ответственности за перевалы 15-ому батальону, танковый и механизированный батальоны 36-ой бригады начинали наступление на Бахчисарай, чтобы перерезать трассу Севастополь — Симферополь и не допустить в столицу полуострова основных сил частей России.

На этом первый этап развертывания заканчивался. К 3-4 марта, в случае успеха предполагалось выход частей хунты к Евпатории, окружение плотным кольцом (до 5 батальонов Симферополя), блокирование перевалов и возможное (при нерешительности противника) повторное занятие Феодосии и Керчи.

Уже к 3-4 марта таким образом хунта смогла бы сосредоточить в Крыму значительные силы (до 10 батальонов, из них один танковый).

Дальнейшие операции хунты

Очевидно, что брать Севастополь такими силами было нельзя, но здесь в силу уже бы вступил иной геополитический фактор. Если бы Россия не начала бы вторжение через Сумскую, Харьковскую и Луганскую области, то в Крым были бы переброшены добавочные силы СВ хунты (до 3-4 мехбатальонов и до 2-3 танковых батальонов), которые должны были перевесить чашу весов на полуострове на сторону Киева…

Не вижу смысла дальше предполагать планы режима и вот почему.

Контрмеры России

Что же остановило режим? Думаю тут дело вовсе не в миролюбии, а в трезвом расчете, который произвели вероятно даже не местные, а приехавшие из-за океана штабисты. Дело в том, что одно дело план составить и совсем другое, его реализовать.

Наглядным примером, служат переговоры офицера зенитчика и Муженко (опять же со слов последнего). Офицер, имея полномочия, не рискнул отдавать приказ сбивать российские транспортные самолеты. Он требовал приказа сверху, который так и не поступил. Точно так же многие офицеры 36-ой бригады колебались. Как бы они смогли выполнить приказ на прикрытие и развертывание, с учетом того, что местные жители своими телами перекрывали им дорогу? Не факт, что смогли бы. А тем временам российские части получили приказ и выполнили его с точностью часового механизма.

Уже утром 2 марта укроморпехи были блокированы российскими частями в Керчи, Феодосии и Перевальном. Если бы к этому моменту в районе Старого Крыма начали выгружаться и развертываться десантники 95-ой (без тяжелой техники, так как ее перебросить за ночь не успевали), то они бы уже к вечеру того же дня были блокированы российским десантными частями. Арабатская стрелка была бы перекрыта, а выдвигавшимся с севера двум батальонам 79 и 25 бригад было бы навязано встречное сражение наподобие войны 08.08.08. с большими шансами на полный разгром войск хунты.

Надо понимать, что действия российских частей прикрывала бы с воздуха не бутафорная авиация, а вполне себе несколько боеспособных авиаполков, которые бы в случае необходимости разметали бы два укропобатальона в считанные часы.

Таким образом, весьма вероятно, что отдай хунта приказ наступать, уже к вечеру 2 марта, его основные силы сражались бы разрозненными группами и в окружении в трех частях полуострова, а северная группировка откатывалась бы обратно к Перекопу, в надежде закрепиться там при помощи спешно перебрасываемых туда остатков боеспособных войск.

Уже через пару недель остатки войск хунты на полуострове вынуждены бы были либо капитулировать, либо были разгромлены превосходящими силами. И в этом случае выстраивать заслон против Донбасса и начинать там войну было бы НЕКЕМ и НЕЧЕМ.

А еще, тогда бы было поддержано и имело огромные шансы на успех восстание в Харькове, Одессе и Донбассе. Очень быстро, оценив реальную обстановку, элитки Запорожья, Днепропетровска, Николаева и Херсона и даже Сум с Черниговым и Полтавой перекинулись бы в лагерь победителей. Уже к концу марта 2014 года линия противостояния могла бы проходить по Днепру, не доходя до него в верхнем и переходя его в нижнем течениях. И в страну был бы возвращен Янукович, который бы вдруг вспомнил, что он легитимны президент страны и верховный главнокомандующий во временной столице (Донецк – Харьков, по выбору).

И что в этом случае прикажете делать хунте в Киеве?

Именно поэтому вместо переброски в Крым, 95-я бригада получает приказ прочно занять Чонгар. 79-я занимает оборону со стороны Перекопа, а 25-я разворачивает свой боеспособный батальон от Бердянска до Геническа, с целью предотвращения вторжения со стороны Азовского моря. 15 батальон 128-ой бригады спешно перебрасывается в Сумскую область, перекрывая вместе с двумя танковыми батальонами 1-ой бригады киевское направление. Одновременно с ними единственный боеспособный дивизион 27-ого сумского артполка оттягивается в Полтавскую — Черниговскую область (где немного позже, один из экипажей в состоянии алкогольного опьянения уронил один из «Ураганов» в пруд, а сам утонул). 92-я бригада прикрывала Харьков. Все эти части становится своеобразным заслоном для развертывания частей механизированных и танковых бригад хунты на украинско-российской границы.

Но это уже совсем другая, реальная история, которую мы уже и так все знаем.

Политические аспекты Крымской операции

На отказ хунты от активных боевых действий, наверняка повлияло и разрешение российского парламента президенту Владимиру Путину на применение войск в случае необходимости. Москва показала решимость и было очевидно, что переброска новых воинских подразделений в Крым станет той «красной чертой», после которой события потекли бы по совсем другому сценарию.

И хунта дрогнула, чем вероятно и спасла себя от разгрома в Крыму. Не исключено, что авантюра Муженко, если бы она была осуществлена, стала бы первой и последней кампанией хунты в тот год. Дело в том, что на тот момент заместитель начальника генерального штаба Украины предлагал бросить в Крым все боеспособные части, которые практически наверняка были бы разгромлены во время непродолжительных боев с российской армией, которая могла бы наращивать силы, практически без ограничений.

При этом мы помним, что все операции происходили бы при подавляющем превосходстве России в воздухе и в ситуации, когда укропоармия не готова была стрелять в людей, а многие солдаты той же 36-ой бригады колебались и в конце концов в большинстве своем остались в Крыму и приняли присягу России.

Именно это и спасло Крым от кровавых событий 2014 года. Правда, и хунту тоже.