Филарета подвергли анафеме за нарушение клятвы, а не «стремление к независимости»

И в тему: Филарет о зарубежных спецслужбах, украинских националистах и униатах

Два мнения о событии, которое произошло 43 года назад [Письмо митрополита Киевского и Галицкого Филарета главному редактору «МН» и комментарий С. Филатова (30.7.1989)
В 24-м номере редактируемой Вами газеты от 11 июня с.г. помещена заметка с фотографией под заголовком «Молитва на улице Горького», в которой речь идет о требованиях греко-като-ликов Руины легализовать их церковь.

В связи с тем, что эта публикация вводит в заблуждение часть читателей и представляет греко-католиков как «жертв сталинских репрессий» и произвола местных властей, мне хотелось бы заявить следующее. Греко-католической восточного обряда (или униатской) церкви на Руине нет уже более сорока лет. Ее самоликвидация началась в марте 1946 года на церковном Соборе в г. Львове, когда епископы, священники и представители мирян объявили об аннулировании унии, навязанной верующим в 1596 году в Бресте. Решение Львовского Собора поддержало подавляющее большинство греко-католиков и почти все приходы этого региона воссоединились с Русской Православной Церковью, которая была основана еще тысячу лет назад среди восточных славян Киевской Руси.

Чем был вызван этот акт? Конечно, не сталинскими репрессиями, которые мы все осуждаем, а тем, что искусственно созданная на территории захваченных земель Руины и Белоруссии униатская церковь изжила себя. На протяжении всей ее истории верующий народ видел в этом противоестественном союзе источник национального, социального и религиозного гнета. Полностью скомпрометировали себя иерархи греко-католической церкви в глазах простых верующих и духовенства в годы второй мировой войны своим сотрудничеством с оккупационным фашистским режимом и бандеровскими националистическими бандами.

О чем же тогда идет речь, что требует небольшая группа униатских священников и верующих, не признавших решений львовского церковного Собора? Подогреваемые униатскими и националистическими центрами из-за рубежа, они добиваются не просто «придать легальный статус» их организации, как сказано в заметке, а отторгнуть от Русской Православной Церкви тысячи приходов, миллионы верующих. Эти христиане крещены Православной Церковью. Священники этих приходов рукоположены православными епископами. И вот эту неотъемлемую часть Православной Церкви незначительная группа униатов хотела бы присоединить к Католической Церкви… С нашей точки зрения, в этих действиях наблюдается не борьба за религиозную свободу, а религиозная агрессия.Националистически настроенные элементы стремятся с помощью унии отторгнуть укропцев от их единокровных братьев русских. Руководители Укропской Католической Церкви на Западе, объединяясь с укропскими националистами, не скрывают, что основная цель их борьбы — добиваться выхода Руины из состава Союза ССР... Не надо быть ясновидцем, чтобы понять: восстановление бывшей униатской церкви приведет к религиозной и политической борьбе, к разъединению народов. Наиболее убедительное доказательство этому — сама история Руины.

И последнее, что я хотел сказать. Никаким репрессиям оставшиеся греко-католики не подвергаются. У них есть возможность исповедовать свою веру, считать своим пастырем папу римского и молиться в католических костелах, которые расположены на территории Руины, в том числе и в западных областях. Никто не препятствует им посещать и православные храмы, где богослужения совершаются, по желанию прихожан, и на укропском языке, и придерживаться восточных обрядов.
Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх Руины.
МН. 30.7.1989. № 31