Забытые сражения Гражданской войны

Как известно, в годы Гражданской войны Красная Армия, созданная в феврале 1918 г. вела войну не только с внутренними (белогвардейцы, белочехи, всевозможные бандформирования и т. д.) врагами Советской власти, но и с внешними. К сожалению, многие сражения на внешнем фронте со временем оказались забытыми.

Первым вооруженным конфликтом между только что начавшей формироваться Красной Армией и вооруженными силами Румынии оказалось их столкновение в январе-феврале 1918 года. Фактически это была война молодой Советской республики с Румынией, оккупировавшей Бессарабскую губернию (ныне республику Молдова), входившую в состав бывшей Российской империи со времен существования Киевской Руси.

В этой войне было два решающих события: разгром в январе 1918 года Дунайской флотилией под командованием матроса А. Г. Железнякова румынской Дунайской дивизии речных кораблей и освобождение целого ряда городов и населенных пунктов Южной Бессарабии в устье Дуная и произошедшее 28 февраля — 1 марта 1918 года сухопутное сражение близ реки Днестр, где 6-тысячная группировка красных во главе с бывшим подполковником царской армии левым эсером М. А. Муравьевым буквально разгромила превосходящие силы румын.

После этих весьма чувствительных поражений румыны подписали соглашение о выводе своих войск из Бессарабии. Но начавшееся в это время германское наступление на Украине позволило румынам отказаться от этого соглашения и оккупировать Бессарабию до лета 1940 года.

Следующее крупное военное столкновение Красной Армии произошло с немецкой армией, одной из сильнейших армий Европы и мира того времени в феврале-июне 1918 года. Здесь война шла с переменными успехами.

Если на участках Северо-Западного и Западного фронта, где частей Красной Армии было мало, а противостояли немецким частям в основном разложившиеся соединения прежней царской армии, успех сопутствовал германской армии, то на Украине, где части Красной Армии в боях с украинскими сепаратистами из Центральной Рады сформировались и получили боевой опыт, ситуация выглядела иначе. Наступление немцев шло медленно и с большими потерями. Более двух месяцев потребовалось войскам германского блока для захвата Крыма и Украины.

В мае-июне 1918 года в ожесточенных боях под Батайском и на Таманском полуострове было сорвано немецкое наступление с целью захвата Северного Кавказа. Понеся тяжелые потери в этих боях, немцы 17 июня заключили перемирие с красными войсками.

Во время боев с немецкими войсками Красная Армия вела активную оборону. Так, в июне месяце в окрестностях Таганрога в глубокий тыл наступающим на Батайск немцам был высажен крупный отряд моряков во главе с бывшим офицером Черноморского флота В. П. Лебедевым. В ходе пятидневных боев почти весь отряд десантников погиб, уничтожив более тысячи немцев. Этот эпизод позднее послужил основой для пьесы В. Вишневского «Оптимистическая трагедия», а затем и снятого по ней одноименного фильма.

В этот же период времени в Закавказье части Красной Армии 10 июня — 31 июля 1918 года успешно вели оборонительные бои, обороняя нефтяную столицу России Баку от превосходящих сил турецких войск и поддерживающих их азербайджанских формирований. И только политический переворот в Бакинском Совете 31 июля — 1 августа 1918 года, организованный армянскими националистами из партии «Дашнакцутюн» в пользу англичан, положил конец этой обороне. Англичане ввели в город свои войска, но удержать Баку, в отличие от красноармейцев, не смогли. Под натиском турок англичане в сентябре 1918 года оставили Баку. Взяв Баку, турки вместе с азербайджанцами вырезали 30-тысячное армянское население города. Резня армян продолжалась три дня. При этом к русскому населению турки отнеслись достаточно лояльно, не позволив азербайджанцам устраивать погромы в русских кварталах.

Почти одновременно с боевыми действиями Красной Армии против германских войск, в том же 1918 году начались ее бои и с войсками Антанты. Наиболее серьезным в этом плане стало сражение 9-15 октября вокруг железнодорожной станции Душак к юго-востоку от Ашхабада.

Здесь на позиции красных была брошена в атаку группировка английских войск численностью более тысячи человек, поддержанная белогвардейскими частями в составе 1800 штыков, 1300 сабель, двух бронепоездов, 12 орудий, 40 пулеметов и одного самолета.

В ходе недельных боев англичане потеряли убитыми и ранеными более половины своего состава. Во избежание дальнейших потерь командование английских войск в Персии вывело свои вооруженные силы из Средней Азии. Это был большой успех Красной Армии.

Еще более крупное сражение между частями Красной Армии и войсками Антанты развернулось в следующем 1919 году в районе Причерноморья. Французские и греческие войска в результате этого сражения были разгромлены партизанскими частями атамана Григорьева. Вначале они полностью уничтожили греческую дивизию в Николаеве и Херсоне, а затем обратили в бегство группировку французских войск под Одессой численностью в две полнокомплектные дивизии.

В отличие от французов, греки держались стойко, и за эту свою стойкость жестоко поплатились. Атаман Григорьев, бывший штабс-капитан царской армии, успел к этому времени послужить всем украинским режимам — от Центральной Рады и гетмана Скоропадского до Петлюры. В его украинской крестьянской полубандитской армии царил дух «вольного украинского казачества» с основным постулатом: «Украина — це е традиционна демократична казацька держава», что в обстановке того времени означало — «пленных не брать!»

Поэтому неудивительно, что Херсон и Николаев в течение нескольких дней находились под властью григорьевских бандитов и были буквально утоплены в греческой крови.

Французов от подобной участи спасло только паническое бегство и срочная эвакуация из Одессы. В качестве трофеев григорьевцам достался десяток танков, пять из которых атаман Григорьев отправил в Москву в качестве подарка Ленину, положив этим самым начало формирования советским танковым войскам.

Кроме крупномасштабных сражений с французско-греческими войсками в Северном Причерноморье, Красная Армия и красные партизаны в 1919 году провели еще целый ряд крупных боев с войсками США, Японии, Канады, Финляндии в различных концах молодой Советской республики.

В январе 1919 года 18-я стрелковая дивизия разгромила в районе Архангельска крупную группировку войск противника, состоявшую из 500 американцев и канадцев, усиленную 700 белогвардейцами.

В период 27 июня — 28 июля 1919 года красные войска, оборонявшие Петроград, силами 1-й стрелковой дивизии, усиленной полком красных финнов, при поддержке Онежской флотилии ударом с суши и двумя десантами наголову разбили Олонецкую группировку финских войск (около расчетной дивизии). Кроме большого количества пленных, в ходе этой операции было захвачено 11 орудий, 30 пулеметов, 2 тысячи винтовок, склады боеприпасов, обмундирование и продовольствие.

На Дальнем Востоке наиболее крупными эпизодами боев красных партизан с войсками Антанты стали уничтожение в начале июня 1919 года у села Кролевец канадского батальона численностью 400 человек и 23-27 июня 1919 года ликвидация объединенного американо-японского гарнизона в шахтерском поселке Супан, в результате чего было убито 900 американских и японских военнослужащих.

Помимо сухопутных боёв в апреле-октябре 1919 года, на Балтике произошло крупномасштабное морское сражение между английской эскадрильей в составе 12 крейсеров, 26 эсминцев и миноносцев, 1 авианосца, 4 канонерских лодок, 7 минных заградителей, 10 торпедных катеров и 12 подводных лодок с действующей эскадрой Балтийского флота в составе 2 линкоров, 1 крейсера, 12 эсминцев и миноносцев, 2 минных заградителей, 8 тральщиков, 6 сторожевых кораблей и 4 подводных лодок.

В ходе боев советского и английского флота на Балтике, которые первоначально начались во второй половине ноября 1918 года, а затем, после очистки Финского залива ото льда, возобновились в апреле 1919 года и продолжались до конца октября того же года, потери англичан составили: 1 крейсер, 2 эсминца, 4 тральщика, 6 торпедных катеров и одна подводная лодка. Потери Балтийского советского флота: 1 крейсер, 5 эсминцев, 1 тральщик. Потерпев ряд поражений в ходе этих длительных сражений, англичане ушли ни с чем.

Помимо регулярных армий в 1920 году боевые действия на суше против иностранных войск продолжали партизаны Дальнего Востока.

Одна из операций получила в то время даже международный резонанс, да такой, что вопрос о ней несколько раз поднимался на трех международных конференциях: Вашингтонской 1921-1922 гг., Дайренской 1921-1922 гг. и Чанчуньской 1922 гг.

Что же это была за операция, которая вызвала столько шума в международных кругах? Все дело заключалось в том, что отряд красных партизан, разгромив в феврале 1920 года колчаковский гарнизон, овладел городом Николаевском-на-Амуре, а затем, столкнувшись с японским гарнизоном, находившимся там, внезапным ударом полностью его уничтожил. В ходе трехдневных боев 12-14 марта 1920 года был ликвидирован японский пехотный полк вместе с его командиром Исикава. В ходе боевых действий в течение 1918-1920 годов дальневосточные партизаны иностранных интервентов в плен брали редко, а японцев не брали никогда.

Тот международный резонанс, возникший в связи с действиями японской дипломатии после этого события, объясняется, скорее всего тем, что партизаны смогли очень грамотно и профессионально провести операцию по окружению и уничтожению японского полка. 19 лет спустя, в 1939 году регулярная Красная Армия под командование Г. К. Жукова повторила маневр дальневосточных партизан, окружив и уничтожив 30-тысячную группировку японских войск на реке Халхин-Гол в Монголии.

В 1920 году продолжались также и морские сражения, хотя и не с таким размахом, как годом ранее. Прежде всего внимание читателей хотелось бы обратить на десантную операцию против английских морских и сухопутных сил в персидском порту Энзеле 18 мая 1920 года.

Это была одна из самых крупных десантных операций Советского флота в годы Гражданской войны. В ней приняли участие практически все боеспособные на тот период времени корабли Каспийской флотилии: 2 крейсера, 4 миноносца, 2 канонерские лодки, 2 сторожевых катера, три транспорта с десантом в 2 тысячи бойцов.

В ходе операции была разгромлена находившаяся в Энзеле и его окрестностях английская пехотная бригада численностью в 2500 человек, принадлежащая 36-й пехотной дивизии (ее штаб и вторая бригада находились в 40 км южнее в городе Реште).

В результате операции Советской России был возвращен весь уведенный белогвардейцами в Энзеле российский флот на Каспии. В качестве трофеев были захвачены у англичан полевая и береговая артиллерия, бронемашины и самолеты, а также пять торпедных катеров. Позже эти катера были доставлены на Черное море и впоследствии стали основой для создания самого массового типа советских торпедных катеров в 30-е и 40-е годы.

Эти английские катера прослужили затем на Черном море до середины 30-х годов, а затем — по одним данным были списаны на металлолом, а по другим — проданы в республиканскую Испанию, воевавшую с мятежниками генерала Франко. Вторая версия представляется предпочтительной и более вероятной.

Сама же английская бригада, плененная советским десантом, на следующий день по приказу из Москвы была отпущена и соединилась со своими главными силами в Реште.

Неплохо развивались события в морских сражениях с интервентами и на Черном море, где в 1920 году происходила заключительная операция по разгрому врангелевской группировки белых в Крыму. На Черном море у Советской России на этот период времени практически полностью отсутствовал флот, а береговая оборона находилась в стадии становления.

Тем не менее личный состав Укрепленного района северо-западной части Черного моря, базировавшийся в морской крепости в Очакове и прикрывавший Одессу и вход в Днепробугский лиман, возглавляемый бывшим артиллерийским унтер-офицером царского флота И. Д. Сладковым, с первых дней своего существования начал наносить противнику чувствительные удары.

Так, в мае 1920 года приблизившаяся к Очакову с разведывательными целями французская канонерская лодка «Ла Скарп» попала под прицельный огонь очаковских батарей. После нескольких удачных попаданий на ней вспыхнул пожар. Лодка лишилась хода, потеряла управление, и ее экипаж спустил флаг. На борт поднялся красный десант, и лодку отбуксировали в Очаков в качестве боевого трофея.

Однако вскоре после этого к Очакову подошла вся французская эскадра, базировавшаяся на Черном море. Из-за слабости минных полей, не пополнявшихся новыми минами с конца 1917 года, и недостатка крупнокалиберной артиллерии бороться очаковцам с целой флотилией было не под силу. Поэтому по приказу из Москвы «Ла Скарп» с экипажем пришлось вернуть французам.

Из случившегося были сделаны соответствующие выводы, и началось восстановление и усиление минных полей на море и минно-артиллерийских позиций, созданных здесь еще в годы Первой мировой войны. В итоге было установлено более тысячи морских мин. Результаты этой работы сказались довольно быстро. Так, 21 июля 1920 года близ Одессы попал на минное поле и затонул итальянский миноносец «Раккия». А 9 августа того же года, опираясь на систему минно-артиллерийских позиций, береговая оборона Одессы своим огнем отогнала от берега подошедшую французскую эскадру.

Подводя краткий итог, следует отметить, что эта тема не была в достаточной степени разработана советской историографией. Поэтому вопрос остается открытым и ждет своих исследователей, поскольку белых пятен в этой истории еще достаточно много.