Стрельбу по людям в центре Киева в феврале этого года вели сторонники Майдана – такой вывод делает в своём докладе канадский политолог украинского происхождения Иван Качановский. Это мнение человека, которого сложно назвать агентом кремлёвской пропаганды — Канада вообще абсорбировала и впитала почти всех уцелевших бандеровцев и дивизию СС «Галиция».
«После драматических событий весны-лета этого года на украинском Юго-Востоке, «дело снайперов» несколько подзабылось. Хотя в первые недели после победы Майдана это была одна из главных тем для обсуждения не только в Украине, но и далеко за её пределами. Сомнений в причастности к массовым расстрелам сбежавшего президента Януковича не было практически ни у кого. Для Украины, а в особенности для активистов «революции достоинства» и новых украинских властей события 18 — 22 февраля моментально приобрели сакральное значение. Погибшие на Грушевского, Институтской и далее по центру Киева активисты были названы «Небесной сотней», отношение к ним сложилось как к святым великомученикам, Институтская улица была переименована в честь «Небесной сотни», а в Днепропетровске, например, центральную площадь Ленина переименовали в площадь Героев Майдана. Для нового правительства было критически важно сфокусировать внимание на единственном действительно кровавом преступлении Януковича, до последнего отказывавшегося силой подавлять беспорядки, чтобы как-то оправдать свержение законно избранного президента.
Гром среди ясного неба грянул 5 марта, когда был опубликован разговор главы внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон с главой МИД Эстонии Урмасом Паэтом, в котором эстонский министр заявил, что людей убивал не Янукович, а оппозиция.
«И крайне тревожит то, что новая коалиция не желает расследовать точные обстоятельства происшедшего. Стремительно растёт понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а кто-то из новой коалиции», — описал Урмас Паэт впечатления от поездки на Украину своей брюссельской коллеге.
Фактически, эстонский министр разрушил революционную романтику Майдана и поставил под удар новую украинскую мифологию. «Революция достоинства» предстала идеально сконструированной машиной, работающей на смену режима, которая подогревала, стимулировала и канализировала в нужное время в нужное русло изначально существовавшее негодование толпы против правления «донецких». К месту вспомнились события зимы 2013 — 2014 годов: всякий раз, когда Майдан начинал было затихать, то избивали оппозиционную журналистку Татьяну Черновол, то похищали координатора «Автомайдана» Дмитрия Булатова, то ещё что-нибудь. Стрельба по людям в центре Киева отлично уместилась в этот ряд. Мирных обывателей, действительно, она терроризировала, удерживая от похода на «Народное вече», а вот распалённых боевиков, остававшихся к тому времени наедине с «Беркутом» в закоулках Лютеранской и Институтской, только больше разъяряла и стимулировала….
Но несмотря на то, что Урмас Паэт не стал отрекаться от разговора с Кэтрин Эштон и подтвердил свои слова, Запад и новая киевская власть предпочли спустить эту историю на тормозах. Затем уже стало не до того: «Небесная сотня» разрослась до нескольких «небесных» тысяч, и на фоне событий в Одессе, Мариуполе, Славянске и Донецке февральская стрельба почти забылась.
Между тем наряду с так ничего достоверно и не установившим официальным расследованием продолжаются альтернативные расследования по «делу снайперов».
Канадский политолог украинского происхождения — профессор Школы политических исследований, глава Центра украинских исследований Университета Оттавы Иван Качановский по результатам собственного расследования приходит к выводу, что огонь в центре Киева открыли лица, поддерживающие оппозицию.
Об этом Качановский пишет в обширном аналитическом докладе, опубликованном им в начале октября. По итогам анализа множества источников различного типа и сопоставления фактов исследователь делает следующие выводы.
Во-первых, все выстрелы в центре Киева велись со зданий, захваченных к тому времени протестующими: Главпочтамт, Дом профсоюзов, гостиница «Украина» и др. Во-вторых, ни один человек не был застрелен из специализированных снайперских винтовок, принадлежащих правительственным войскам, – выстрелы производились либо из спортивных и охотничьих ружей, либо из автоматов Калашникова, которые попали в распоряжение революционеров после захвата военных складов на Западной Украине. В-третьих, снайперы не стреляли в политиков и лидеров гражданских активистов. На последнее обстоятельство обратили внимание задолго до профессора Качановского.
Именно 20 февраля и именно в те часы, когда вёлся снайперский огонь на Институтской, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош встречался с президентом Виктором Януковичем в его официальной резиденции на Банковой, 10.
Банковая тогда находилась в самом эпицентре боёв, а начинается она, между прочим, от той самой зловещей Институтской, поднимающейся в горочку с Крещатика. И именно по ней спокойно прошёл на встречу с Януковичем Дмитрий Ярош, каким-то чудом не попав под перекрёстный огонь, как он сам утверждает, «снайперов ФСБ». Факт визита Яроша в правительственный квартал к Януковичу доказан документально: фамилия Яроша указана в журнале посещений президента Украины за 20 февраля, и сам лидер «Правого сектора» этот факт, в конечном счёте, подтвердил.
По совокупности таких фактов не связанные с украинской властью исследователи, включая профессора Качановского из Канады, делают вывод, что снайперский огонь на Институтской вела группировка, близкая к «Правому сектору». Свои стреляли в своих!
Дальше, по законам жанра, криминалистика должна уступить место демагогии. Если предъявить миру результаты своего расследования с приложением всех следственных материалов украинская власть не может (а она этого до сих пор не сделала), то неизбежно должны пойти разговоры о российской пропаганде и информационной войне.
Правда, с Иваном Качановским из Оттавы использовать такой приём будет не менее трудно, чем с Урмасом Паэтом из Таллина.
В прошлый раз о причастности бойцов Майдана к массовым убийствам заявил министр иностранных дел не России и не Донецкой народной республики, а Эстонии — страны, которая в своей антироссийской и проукраинской позиции уступает только Литве с Румынией да, возможно, Польше.
Тема разговора Паэта и Эштон в итоге свелась к тому, что во всём виноват эстонский министр: нужно ведь думать, что говоришь по телефону, мало ли кто сейчас может слушать!
Так и в теме с канадским профессором Качановским: в лучшем случае его посчитают невысокого полёта птицей, чтобы реагировать на то, что он что-то там анализировал и расследовал. В худшем — станут развивать тему предательства своих: этнический украинец, украинист, гордость канадской диаспоры украинцев, а лезет зачем-то со своей никому не нужной истиной, не понимая, что так «ридной краине» не помочь. Ну, не называть же его, в самом деле, кремлёвской пропагандой!
Если все эти альтернативные версии «дела снайперов», действительно, инсинуации дилетантов и бредни конспирологов. Но украинская власть может покончить с этими инсинуациями очень просто: опубликовать все материалы дела и устроить открытое и прозрачное судебное разбирательство.
Вместо этого со стороны Яценюка, Авакова, Парубия и прочих уже проскальзывают истерические нотки, что все эти слухи – покушение на святость дела Майдана, попытка оклеветать и дискредитировать его героев и т. п. Знакомые, прямо скажем, нотки.
Скоро в Киеве введут уголовную ответственность за отрицание факта агрессии продавшегося Путину и ФСБ Януковича и будут сажать, как за критику официальной версии событий 13 января.
А ведь тогда, 13 января 1991 года, в защитников Вильнюсской телебашни тоже стреляли с соседних домов и из той самой телебашни даже из «трехлинеек». Кстати, ветераны боевого крыла «Саюдиса» в начале этого года обучали молодых украинских коллег, как надо организовывать Майдан».
Автор — Украинско-канадский политолог Иван Качановский, сотрудник Школы политических исследований Университета Оттавы.
Дополнительно — http://ostkraft.ru/ru/articles/1678