Положение и перспективы народных республик

Вооруженное восстание на Украине охватило в 2014 году территорию двух областей – Луганской и Донецкой в составе 36 районов и 42 городов областного подчинения с населением в 6 миллионов человек, постоянно проживающих на территории. Историю вооруженного восстания на Донбассе, пожалуй, следует отсчитывать с 12 апреля 2014 года, когда отряд Стрелкова захватил здание местного СБУ.

Нужно отметить, что в этот момент силы восставших были крайне незначительны. Силы каждого из вооруженных отрядов основных лидеров (Болотова, Стрелкова, Безлера, Дремова, Мозгового) вооруженного восстания не превышали на тот момент нескольких десятков человек. По оценке министра обороны РФ, данной им 22 апреля, численность отрядов ополчения не превышала 2 000 человек, из которых только порядка сотни были вооружены автоматическим оружием. В этот момент на территории Украины были по большей части завершены мероприятия первого этапа частичной мобилизации, начавшегося 17 марта 2014 года. Под контролем киевского режима наряду с 1,5 тысячами бойцов спецназа СБУ «Альфа» имелось 12 000 бойцов в формированиях специального назначения НГУ и специализированных моторизованных военизированных частях милиции. Кроме того были полностью отмобилизованы высокомобильные десантные силы в составе четырех бригад и два полка армейского спецназа обшей численностью также 12 000 человек, были значительно усилены по мобилизации пограничные отряды на границе с РФ и Приднестровьем, был сформирован первый резервный батальон специального назначения НГУ. Всего для противодействия ополчению было сосредоточено порядка 15 тысяч человек с просто неизмеримым превосходством в вооружении и технике.

Соотношение сил позволяло задавить вооруженное восстание в течение двух-трех недель. Основным способом борьбы ополчения в этот момент было безоружное сопротивление населения, как в Мариуполе 9 мая, которое, как ни странно, приводило к успеху, хотя и с не малыми жертвами. В прочем количество этих жертв, не может идти ни в какое сравнение с текущими жертвами мирного населения. Вооруженные отряды ополчения в этой ситуации выступали скорее моральной поддержкой. Попытка вооруженных формирований Украины в период 2-5 мая провести силовую зачистку Славянска и Краматорска к успеху не привела. Превосходство карателей в живой силе на порядок, позволило в течение мая взять им под свой контроль 20 районов и 6 городов областного подчинения с общим населением 1,3 млн. человек. Во многом ситуация в мае определялась проводившимися референдумами в Донбассе и президентскими выборами на остальной территории Украины. Провал майского наступления вызывал вторую волну мобилизации, начавшуюся 6 мая 2014 года.

Уже в июне силы карательного корпуса в Донбассе достигли 25 тысяч человек. В состав карательного корпуса вошли «тяжелые» батальонные тактические группы, дивизионы полевой и реактивной артиллерии. В этот период силы ополчения также росли и достигали 5 – 6 тысяч человек. Обе стороны в этот период проявляли активность. Ополчение народных республик начало мероприятия по взятию под контроль своей границы с Россией. Каратели со своей стороны осуществили захват полумиллионного Мариуполя, в котором по внутренним причинам так и не возникло вооруженного ядра сопротивления, да и поддержку референдума в этом городе нельзя было назвать подавляющей. Также карательным корпусом были предприняты усилия по окружению Славянска и противодействию открытию границы народных республик с РФ. Несмотря на сохранявшееся подавляющее превосходство в силах, вооружении и боевой технике под контроль вооруженных формирований Украины перешли один сельский район и два города областного подчинения с населением 600 тысяч человек.

Напряженность боевых действий неуклонно возрастала. Ее можно проиллюстрировать поименными цифрами убитых со стороны вооруженных формирований Украины. Эти потери за июнь превысили майские вдвое. А июльские потери превысили июньские почти в три с половиной раза.

К началу июля каратели довели численность своих формирований в Донбассе до 35 тысяч человек, усилившись тяжелой артиллерией и сосредоточив большое количество танков. Со своей стороны численность ополчения достигла 10 тысяч вооруженных бойцов. В распоряжении ополчения появились танки и артиллерия. Соотношения сил в июле практически исключает военное поражение ополчения, естественно при желании продолжать активные боевые действия. Развитие ситуации в июле привело к тому, что ополчение оставило 6 районов и 11 городов областного подчинения с населением в миллион 100 тысяч человек. Ополчению удалось сохранить магистральные выходы к российской границе и нанести поражение, фактически разгромить, приграничную группировку карательного корпуса. В тоже время необходимо отметить, что глубина контролируемой ополчением территории сузилась в два раза. В прочем необходимо отметить, что глубина 150 км и не была достаточной для построения устойчивого оборонительного фронта. Да и наличные силы ополчения не позволяли на это надеяться. С другой стороны, сил карателей столь же недостаточно для построения непрерывной линии обороны.

К началу августа сосредоточенные в зоне карательной операции вооруженные формирования Украины достигли численности в 45 тысяч человек. Им противостоит порядка 18 тысяч ополчения. У ополчения в значительных количествах появились на вооружении танки и артиллерия. Хотя количество единиц тяжелого вооружения у ополчения уступает противнику на порядок. Ополчение контролирует 8 районов и 22 города областного подчинения на территории Донецкой и Луганской народных республик, в которых проживает 3 миллиона человек.

Как уже отмечалось в конце июня столкнувшись с провалом своей наступательной операции киевский режим неизбежно придет к необходимости приглашения военной миссии НАТО, которая сумеет построить систему тылового обеспечения и восполнения потерь. Это был единственный путь обеспечения непрерывности боевых действий. Тогда же отмечалось, что на эту работу потребуется от одного до трех месяцев от момента принятия решения. Провал июльского наступления карательного корпуса стал совершенно очевиден 15-16 июля. Есть все основания полагать, что соответствующее решение было принято тогда же. Хочется подчеркнуть, что военная миссия будет заниматься именно вопросами обеспечения и подготовки, а не оперативным планированием. Рисунок операций карательного корпуса не изменится, а вот обеспечить непрерывные боевые действия 50-тысячной группировки постсоветские военные кадры, даже имея в распоряжении ресурсы 37-миллионной страны, самостоятельно не в состоянии.

Таким образом, ничего нового в части проведения карательной операции со стороны киевского режима ожидать не приходится. Продавливание слабых гарнизонов ополчения, террористические обстрелы населенных пунктов, которые ополчение считает необходимым оборонять и пресечение коммуникаций — вот тот набор действий, который будет использоваться карателями. Необходимо отметить, что в полной мере в течение июля в пользу карателей стал действовать один не маловажный фактор. Если в апреле – июне устойчивость киевской власти вызывала серьезные сомнения, прежде всего внутри Украины, то в течение июля господствующим убеждением среди военнослужащих карательного корпуса стала уверенность в том, что эта власть надолго и будущее любого жителя Украины зависит от нее. Именно это фактор на сегодняшний день обеспечивает устойчивость личного состава карательного корпуса в обороне занятых объектов. Ополчение в свою очередь не обладает необходимой огневой мощью, чтобы быстро в необходимых масштабах поколебать эту лояльность. Большой проблемы это не составляет – лечится эта проблема настойчивостью, которой мотивированный личный состав ополчения обладает в полной мере. Если же такой подход будет дополнен радиовещанием с хорошей музыкой и нейтральной информацией о местах и размерах потерь вооруженных формирований Украины, прошедших похоронах с именами и фамилиями, то эффект будет более глубоким.

Положение ополчения народных республик с военной точки зрения также совершенно очевидно. Имеющиеся в его распоряжении силы исключают как широкое стратегическое наступление, так и создание непрерывного устойчивого фронта обороны. Соотношение сил не позволяет ни первого, ни второго. Возможно только достижение динамического равновесия, когда активность карателей на одном направлении, компенсируется активностью ополчения на другом. В тоже время стоит отметить, что за истекший период соотношение сил в Донбассе значительно улучшилось в пользу ополчения. Если в апреле соотношение по живой силе составляло 1 к 7,5 в пользу карателей, а считать соотношение в тяжелых вооружениях просто не имело смысла, то сейчас по живой силе соотношение составляет 1 к 2,5, а по тяжелому вооружению 1 к 10. Что касается превосходства в авиации, то ополчение располагает достаточными ресурсами, чтобы активно препятствовать эффективному применению ВВС противником.

Соответственно, наиболее очевидная тактика ополчения в сложившейся ситуации заключается в удержании ограниченного числа населенных пунктов, с отказом от защиты коммуникаций, как внешних, так и внутренних. Удержание осуществляется путем сосредоточения в избранных крупных городах (с населением от 50 тысяч человек, а возможно и от 100 тысяч) сильных гарнизонов, способных отразить штурм превосходящих в два-три раза сил противника. Избыточные для такой обороны силы при подобной тактике используются для нанесения массированных ударов по пунктам, находящимся в глубине боевого построения противникам, по его второй и третьей линии. Такая тактика при нынешнем соотношении сил и заблаговременном накоплении ресурсов в избранных ключевых пунктов позволяет выиграть время для того, чтобы соотношение сил приблизилось к примерному численному равенству в живой силе. Такое соотношение уже позволяет наступать с решительной целью.

Однако ополчение резонно не стремиться отказаться от связанности своих позиций немедленно. В результате идет высоко рискованные действия вокруг отступления ополчения из пунктов, которые нет возможности оборонять имеющимися силами. Но только под давлением и со стремлением навязать бой в городской застройке. Смысл таких действий понятен – чем позже придется свернуть свои позиции в ключевые населенные пункты, тем большими силами будет располагать ополчение к этому моменту, тем большее количество пунктов удастся удержать, тем выше перспективы поколебать тыл противника и нанести контрудары. Цена этого риска – возможные потери отдельных важных ключевых пунктов, которые могли бы быть удержаны при заблаговременном занятии позиций. Риск такой может считаться умеренным, прежде всего потому, что командование карательного корпуса демонстрирует очень низкий уровень руководства. Начавшиеся удары ополчения в глубине боевого построения карательного корпуса снижают этот риск еще более — до приемлемого.

Если сказать предельно грубо, то текущие силы ополчения позволяют в течение двух-трех месяцев гарантировано удержать 12 из 22 городов областного подчинения, сейчас находящихся под контролем ополчения, с населением 2,2 млн. человек из нынешних трех миллионов. Риск, на который идет сейчас ополчение может привести к потере 2-3 крупных городов, сдавать которые при заблаговременном отступлении было бы не обязательно. Но с другой стороны такой риск дает высокие шансы накопить необходимые силы за месяц, а не за два. Следует отметить еще один момент. Наличные силы ополчения в принципе уже сейчас позволяют в один темп поменять весь рисунок операции в Донбассе и лишить противника инициативы. Но следует признать, что уровень риска при имеющихся вариантах подобных операций на грани допустимого. Тем не менее, из набора такого рода операций можно выбрать одну и осуществить прямо сейчас – то есть в течение недели-двух. Но это вопрос выбранной стратегии. В самых общих чертах, некоторых из районов таких операций (не самых перспективных) можно будет коснуться ниже.
Если коротко остановиться на оперативно-тактической обстановке и ее перспективах, то можно отметить следующее. В свое время было высказано мнение, что ополчение под прикрытием артиллерии Саур-могилы может провести ограниченную по целям наступательную операцию в направлении российской границы. Как показало развитие событий, оценка возможности проведения подобной операции оказалась верной. Ее успешное проведение резко ускорило агонию приграничной группировки карателей, которая полностью разгромлена. На текущий момент речь идет исключительно о спасении из окружения наиболее мотивированной части личного состава окруженной группировки. Наряду с этим отмечалось, что удержание захваченных ополчением позиций в районе южнее Саур-могилы (Степановка, Мариновка, Тараны, Кожевня, Червонная Заря) может оказаться временным. Так как силы карателей достаточно велики и блокировать на определенное время подвоз боеприпасов на батареи Саур-могилы они в состоянии. Без зонтика этих батарей держать пехоту ополчения в поле против многочисленного противника неэффективно. Собственно, обстановка развивалась именно в описанном русле. После прорыва карателей через Степановку к Дмитровке и Латышево им удалось загнать в окружение свои дополнительные силы. Их командование можно поздравить с этим сомнительным успехом. Кардинально же изменить ситуацию в этом районе каратели могут, только взяв Саур-могилу. Тогда и позиции ополчения южнее Дмитровки утратят свое значение и может будет говорить о деблокировании остатков окруженной группировки.

После продвижения войск карателей в район Дебальцево увеличились шансы на обострение ситуации на направлениях Енакиево и Красный Луч. Соответственно угроза изоляции Горловки от Донецка стала еще более реальной в соответствии с данной ранее оценкой. В этой ситуации Горловка и Енакиево могут оказаться той самой платой за риск, о которой говорилось выше. Разрешение вопроса зависит исключительно от темпов роста сил ополчения. Продвижение карательного корпуса в район Красного Луча перенесет боевые действия в район, который до последнего времени был тыловым для ополчения и использовался как источник резервов. Прочное занятие карателями Лутугино может свидетельствовать как раз о намерении прощупать стойкость ополчения в этом районе с нескольких направлений и захватить то, что плохо лежит.

Закрепление карателями за собой района Дебальцева, как это не странно звучит, увеличило шансы на удержание ополчением района Первомайск – Стаханов – Брянка – Алчевск. Изначальный план ополчения – удержать район Алчевска, обеспечивая связь с Красным Лучом и Енакиево в сложившейся ситуации, утрачивает свой смысл. Поэтому речь может идти о том, что в этом районе произойдет сворачивание обороны ополчения в крупные населенные пункты с максимально возможной зоной контроля. Использование алчевской группировки ополчения для этого позволяет удержать практически весь район и поддерживать напряженность у Дебальцево, Попасной и Лисичанска. Атака карателей на Красный Луч может способствовать такому развитию событий. Хотя вторым весьма вероятным развитием событий при атаке на Красный Луч является отход алчевской группировки к нему. Такая неопределенность имеет в своей основе тот факт, что в отличие от Луганска, Донецка-Горловки, Красного Луча – Антрацита, данный район не имеет единого командования и защищается ополченцами, которые имеют разные взгляды на текущую стратегию действий. Нельзя не отметить, что есть возможность и проведения наступления ополчения в этом районе с ограниченной целью, хотя и с высокой долей риска.

В отношении Луганска значительных изменений обстановки не произошло. Цели карателей очевидны, много раз подтверждались их действиями и успеха не достигли. Соответственно будут продолжаться попытки деблокировать аэропорт и прорваться к Новосветловке и Краснодону. Ополчение придерживается в этом районе крайне осторожной тактики. Она оправдана, но только в расчете на то, что не произойдет значительного усиления группировки карателей в этом районе. Нужно отметить, что речь идет не столько о наращивании численности вооруженных формирований Украины, а о выходе их на новый, более высокий, уровень управления операциями. А прогнозировать именно это довольно сложно. Общая тенденция свидетельствует, что такой уровень управления может быть достигнут карателями не ранее чем через полтора – два месяца. Но совершенно исключить появление одного нормального штаба уровня мотострелкового полка Советской Армии на стороне карателей в более короткий срок исключить нельзя. В тоже время нужно отметить, что именно в этом районе есть несколько вполне перспективных направлений для проведения наступлений ополчения. Хотя опять-таки нельзя не признать, что риск проведения этих операций сейчас на грани допустимого. Но он почти сопоставим с риском улучшения качества командования в карательном корпусе.

Если спокойно оценить развитие военной ситуации на территории народных республик, то необходимо отметить, что причин для пессимизма нет. Это не значит, что военное поражение республик невозможно. Это значит, что ситуация с военной точки зрения для ополчения улучшается. Ополчение одержало целый ряд побед над превосходящими силами противника не только в обороне, но и в наступлении. От ведения боев отдельными отрядами силами до роты оно перешло к операциям силами батальонов, взаимодействующих с группами тяжелого вооружения (до двух-трех взводов). Выравнивается соотношение сил, растет оснащенность вооружением и военной техникой. Есть основания полагать, что приток бойцов в ополчение и рост его численности будет продолжаться. Поскольку ополчение продолжает брать в плен не только мобилизованных резервистов, но и тех, чьи публичные показания не вполне удобны для карателей, то и приток вооружения и военной техники у ополчения будет сохраняться. Сохраняющиеся под контролем ополчения населенные пункты обладают достаточным мобилизационным потенциалом для поддержания сопротивления. Сохраняющиеся в распоряжении ополчения коммуникации позволяют еще какое-то время накапливать материальные ресурсы для сопротивления.

В тоже время, нельзя не отметить, что катастрофизм в оценках перспектив ополчения нарастает. Ополчение сейчас хоронят намного активнее, чем в апреле, мае или июне. И надо отметить, что такое поведение присуще отнюдь не только записным провокаторам противника. Причины этого коренятся отнюдь не в военной ситуации. Причиной этого является серьезный политический кризис, переживаемый самими народными республиками практически с момента их образования. При этом как отмечалось выше, противник свой политический кризис пережил, а в новый пока не вступил. При этом новый политический кризис киевского режима стоит на пороге, но не имеет достаточного повода для начала. Анализ политического кризиса народных республик выходит за рамки военной аналитики. Суть кризиса в том, что вооруженное восстание и референдум в Донбассе опирались по большей части на ожидание прямого силового вмешательства в конфликт Кремля. Такая оценка проистекала исключительно из неправильного понимания международной обстановки и задач текущего момента. Крушение этих расчетов и породило нынешний политический кризис народных республик. Изжить его можно только адекватной оценкой ситуации со стороны руководства республик и командования ополчения. С одной стороны – это чрезвычайно просто, с другой – исключительно сложно. Однако это необходимо сделать, так как только правильная оценка обстановки открывает перспективы успеха, неправильная оценка открывает только перспективы поражения.

Автор: М.В. Литвинов